Организация внеурочной деятельности с младшими школьниками в общеобразовательном учреждении

Цель исследования - рассмотреть теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности младших школьников в образовательном учреждении
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.02.2023
Объем файла
119 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определяется необходимостью организации внеурочной деятельности с младшими школьниками в образовательном учреждении, учитывая Стратегию развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В документе рассматриваются такие направления как гражданское и патриотическое воспитание, духовно – нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Так же, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования РФ особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников, определено пространство и время в образовательном процессе и сказано, что «теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)» [42]. Кроме того, в этом документе предложены ориентиры воспитательной работы в начальной школе, которые представлены в виде «портрета выпускника начальной школы» и содержания личностных и метапредметных результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………………….….............3 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………………………………………………6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………6
1.2. Организация внеурочной деятельности в начальной школе………..........................................................................................................12
1.3. Модели внеурочной деятельности в начальной школе…………………..22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 102 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 
2.1. Анализ внеурочной деятельности в ОУ………….......................................33
 2.2. Комплекс мероприятий по организации внеурочной деятельности в начальной школе  ..................................................................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….……………..............51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..................54

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 2007.  –  208 с.

2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных Учреждений / Л. В. Байбородова.  – Москва : Просвещение, 2013. – 177 с.

3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики (книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учебных учреждений образования) / А. С. Белкин. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000.  – 162 с.

4. Блонский,  П. П. Психология и педагогика / П. П. Блонский. – Москва : Юрайт, 2016.  –  690 с.

5. Божович,  Л.  И. Личность и ее формирование в детском возрасте /  Л.  И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2009.  –  398 с.

6. Васенькина, А. В. Внеурочная деятельность в школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения / Васенькина А.В.  // Справочник классного руководителя.  –  2014. – № 9.  –  С. 13-19.

7. Волков, Б. А. Психология возраста: от младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы / Б. А. Волков. –  Москва : Владос, 2013.   – 127 с.

8. Волков,  Б. С. Возрастная психология (от младшего школьного возраста до юношества) / Б. С. Волков, Н. В Волкова. –  Москва : Владос, 2010.  – 350 с.

9. Выготский,  Л. Н.  Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. Н. Выготский.  – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009.  – 221 с.

10. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкин.  – Москва : Педагогика, 2013.  – 328 с.

11. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000.  – 1008 с.

12. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галигузова.  – Москва : Владос, 2007. – 301 с.

13. Гамезо,  М. В.  Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – Москва : Педагогическое общество России, 2014.  – 512 с.

14. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман.  – Москва : Владос-пресс, 2002. – 157 с. 

15. Голубева,  Н. Е. Внеурочная деятельность в начальной школе / Голубева Н. Е. // Начальная школа. – 2017.  – №7.  – С. 16-19.

16. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова  //  Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 540–543.

17. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2003. – 287 с.

18. Григорьев,  Д.  В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. – Москва : Просвещение, 2011. – 223с.

19. Давыдов,  В. В.  Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков В, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии.  – 2017.  – № 3-4.  – С. 14-19.

20. Данилов,  М. А. Умственное воспитание / Данилов М. А.  // Педагогика.  – 2010.  – № 12. – С. 70- 86.

21. Деркач,  А. А. Аксеологический словарь / А. А. Деркач. – Москва : РАГС, 2004. – 161 с. 

22. Дик, Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /  Н. Ф. Дик. – Москва : Феникс, 2013. – 155 с

23. Землянская,  Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. – Москва : Юрайт, 2017. – 507 с.

24. Ивкина, К. А. Формирование личностных универсальных учебных действий в совместной деятельности младшего школьника с родителями во внеурочной деятельности / Ивника К. А. // Наука и образование. – 2018. – Ч.5. – С. 57-62.

25. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. – Москва : Просвещение, 2008. – 288 с

26. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: допущено УМО в качестве учеб. пособия для пед. вузов / В. Г. Каменская. – Москва : Форум, 2011. – 287 с.

27. Киршева, Н. В. Становление личности и деятельности ребенка / Н. В. Киршева. – Москва : Владос, 2009. – 270 с.

28. Коджаспирова,  Г.  М. Педагогический словарь: для студентов высших и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю.  Коджаспиров. – Москва : Академия, 2011. – 176 с.

29. Красновская, Е. М. Внеурочная деятельность как объект профессиональной деятельности учителя / Красновская Е. М. // Методист. – 2019. – № 20. – С. 84-88.

30. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в современной начальной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебнометодическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Москва : Учитель, 2015. – 192 с.

31. Лещенко, Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников / Лещенко Н. В.  // Интеграция образования. – 2007. – №3/4. – С. 122

32. Макаренко,  А. С. Методика воспитательной работы: Избр. Труды /  А. С. Макаренко. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с.

33. Маклакова, С. В. Внеурочная деятельность как основа достижения планируемых результатов деятельности в свете требований новых ФГОС НОО / Маклакова С. В. // Перспективы развития науки и образования. – 2017. – Ч.14. – С. 90-93.

34. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников / В. И. Максакова. – Москва : Юрайт, 2018. – 206 с.

35. Мухина, В. С. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2006. – 608 с.

36. Новичкова,  А. С. Внеурочная деятельность как одно из перспективных направлений образовательной деятельности / Новичкова А. С. // Символ науки : международный научный журнал. – 2020.  – №12.  – С. 101-105.

37. Палагина, Н. Н. Возрастная психология / Н. Н.Палагина. – Москва : Московский социальный институт, 2005. – 288с.

38. Петровский, А. В. Возрастная психология / А. В. Петровский.  – Москва :  Владос, 2009. – 483 с.

39. Приходько,  Ю. А. Детская психология: очерки становления и развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. А. Приходько. – Изд. Второй, доп. – Москва : Миллениум,  2014.  – С. 71.

40. Прохоренко, Т. В. Психология развития / Т. В. Прохоенко. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 255 с.

41. Рапацевич,  Е. С. Современный словарь по педагогике/ Е. С. Рапацевич. Мн. : Современ. слово, 2001. – с. 110

42. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А. А. Казаковой. – Москва : Просвещение, 2018. – 53 с.

43. Сергеева, В. П. Методика воспитательной работы / В. П. Сергеева. – Москва : Академия, 2010. – 368 с.

44. Смирнов, А. А. Школьный период. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребёнка / А.  А. Смирнов. – Волгоград : Учитель, 2007. – 149 с.

45. Смирняг, А. В. Психология ребенка и подростка / А. В. Смирняг. – Москва : Работник просвещения, 2018. – 271 с.

46. Сунчугашева, Т. А. Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности через внеурочную деятельность / Сунчугашева Т. А. // Вестник научных конференций. – 2018. – № 3-4(31). – С. 142-145. 

47. Сухомлинский,  В. А. Павлышевская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. – Москва : Просвещение, 1979. – 393 с.

48. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. / О.В. Чикишева. – Пермь : Меркурий, 2017. – 92 с.

49. Шевцова, Н. Г. Организация познавательной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы школы) / Шевцова Н. Г. // Методист. – 2017. – № 7. – С. 58-60.

50. Эльконин, Б. Д. Психология развития / Б. Д. Эльконин; под ред. Э. Г. Эйдемиллер. – Москва : Академия, 2013. – 144 с.

51. Эльконин, Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр. / Д. Б. Эльконин; под ред. А. Л. Венгера. – Москва : НИИОПП, 2006. – 411 с.

Из вышеперечисленных форм внеурочной деятельности в данном Учреждении можно сделать вывод, что используются различные формы, но они являются стандартными, и могут быть неинтересны детям.  Также В МАОУ СОШ № 102 есть кабинет Lego-конструирования - это помещение школы, оснащенное Лего-оборудованием, медиатекой, для помощи в проведении внеурочной деятельности с учениками начальных классов. Конструированием дети занимаются, сидя за столами малыми подгруппами. Для речетворческой деятельности (сочинения рассказов, сказок, загадок) предусмотрены: доска, планшеты и наборы фломастеров по количеству детей. Оборудована зона для обыгрывания. Рабочая зона педагога оснащена письменным столом, стулом, компьютером для работы педагога. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, МАОУ СОШ №102 г. Екатеринбурга определяет самостоятельно (в пределах 10 часов, исходя из имеющихся ресурсов МАОУ СОШ №102 г. Екатеринбурга и за счет интеграции ресурсов с учреждениями дополнительного образования детей). Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности. Такие занятия, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 мин в день для обучающихся 1–2-х классов, и не более 1,5 ч в день – для учащихся 3–4-х классов. Просмотры телепередач и кинофильмов должны проходить не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 ч для учащихся 1–3-х классов и 1,5 ч – для учащихся 4-го класса.