Использование компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Цель исследования: изучить использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования лиц с нарушением речи особую актуальность приобретают задачи по коррекции речевого развития данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности (Л.С. Волковой, О.В. Правдиной, Е.М. Мастюковой, Г.В. Чиркиной и др.).
Развитие речи детей с речевыми проблемами имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.
Разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной специальной (коррекционной) педагогики, основанной на связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением. Большой вклад в ее разработку в логопедии внесли Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Молехова, Е.Ф. Соботович, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др.
Возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению (Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова, М.И. Никитина, Л.П. Носкова, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал и др.); информационно-компьютерных технологий (ИКТ) (Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич и др.).

 

Содержание

Введение............................................................................................... 4

I. Теоретические основы использования компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.......................................................................................................... 9

1.1. Психолого-педагогические подходы к организации комплексной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими различные нарушения речи.... 9

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями............................ 15

1.3. Дидактические принципы и особенности организации коррекционной работы со старшими дошкольниками при применении компьютерных технологий...........................................29

Выводы по I главе.............................................................................. 36

II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по использованию компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста................................ 39

2.1. Организация экспериментального исследования, описание методик.................................................................................  39

2.2. Разработка и реализация логопедической программы с использованием компьютерных технологий по коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста...........................  44

2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования........................................................................................  52

Выводы по II главе............................................................................ 55

Заключение.......................................................................................... 57

Список использованной литературы............................................. 59

Список использованной литературы

1. Абдеев Р.Ф. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности / Р.Ф. Абдеев. – Москва: ТЦ «Сфера», 1995г. – 128 с. -978-5-09-058777-8. – Текст: непосредственный.

2. Авдулова Т.П.  Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника/Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - Учебное пособие. – Москва: Прометей, 2013. - ISBN 978-5-09-030429-0. - Текст: непосредственный.

3. Безрукова B. C. Педагогика/ В.С.Безрукова учеб. - Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994. - 337с. – ISBN 978-0-0624-1186-0. - Текст: непосредственный.

4. Беспалько В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьтером обучения/ В.П. Беспалько, А.Г. Шмелев. – Москва «Речь». – 2018. -293с. – ISBN 978-1-3570-6007-7. - Текст: непосредственный.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: изд. Смысл. – 2010. – 512с. – ISBN 978-9-7396-5785-3. - Текст: непосредственный.

6. Галишникова Т.И. Формирование фонематических процессов/ Т.И. Галишникова. – Москва: 2012. - №1-12. С28-30с. Галишникова        Т.И. – ISBN 978-5-0810-2755-9. - Текст: непосредственный.

7. Гальперин П.Л. Теории программированного обучения/ П.Л. Гальперин. – Москва: «Знание». - 1967. – 44с. – ISBN 978-0-0412-8656. - Текст: непосредственный.

8. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией/О.Е.Грибова. - Москва: Дефектология. - 1995. - №6. - С.7 -1. – ISBN 978-8-1399-2669-9- Текст: непосредственный.

9. Гуровец Г.В. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи/  Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. – Москва: «Просвещение». -1982. -78с. – ISBN 978-9-0347-5401-1- Текст: непосредственный.

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. – Москва: «Просвещение». -1996г. -159с. – ISBN 978-1-1086-4019-0 - Текст: непосредственный.

11. Ершов А.П. Программирование. Компьютеры и интернет/ А.П. Ершов. –Москва: «Просвещение». -1964.- 239с. – ISBN 978-0-4901-8455-8 - Текст: непосредственный.

12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ А.В. Запорожец. – Москва: «Просвещение». – 2000. -240с.- – ISBN 978-9-7396-5785-3. - Текст: непосредственный.

13.   Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования/И.Г. Захарова. - Педагогика. - 2012. - №1. - С. 27-33. – ISBN 978-9-0026-0834-6 - Текст: непосредственный.

14. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования /И.А. Зимняя. - Москва: Высшее образование сегодня. № 5. с. 34-42. – ISBN 978-7-7646-6158-6- Текст: непосредственный.

15. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методо - теоретический аспект) / Зимняя И.А.- Москва: Материалы XV Всерос.науч.- метод.конф. «Проблемы качества образования» Кн. 2. С. 7- 10. [5, с. 14]. – ISBN 978-6-7122-7619-3 - Текст: непосредственный.

16. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений/С.В. Знаменская. - Ставрополь: СГУ, 2003. - С. 36-37. – ISBN 978-9-7983-4629-3 - Текст: непосредственный.

17. Зыкова вагон лучше Т.С. Развитие картинок категорий речи / Т.С. Зыкова .- Москва: «принципиально абстрактно-логической «»»  Просвещение».- 2014. – 101с. – ISBN 978-2-1291-1726-5- Текст: непосредственный.

18. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов., О.В. Соколова. - Москва: АПКи ПРО, 2008. - 101 с. – ISBN 978-5-8370-1970-8- Текст: непосредственный.

19. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве/ Т.В. Калинина. -Москва: Сфера, 2011. - C.360. – ISBN 978-9-0931-9284-7- Текст: непосредственный.

20. Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Г.М. Клейман. – Москва: Радио и связь. – 1987. -175с.- ISBN 978-1-1941-4471-8 - Текст: непосредственный.

21. Дыбина О. В Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / О.В. Дыбина. - Тольятти: 2008. 156 с. – ISBN 978-5-4348-9485-2 - Текст: непосредственный.

22. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т.К. Королевская. – Москва: изд. «Владос». - ISBN 978-1-1941-4471-8 - Текст: непосредственный.

23. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /Е. В. Красовская, А. Н. Данилова. - Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 80-82. – ISBN 978-5-4417-0383-3 - Текст: непосредственный.

24. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и их практическая реализация/ О.И. Кукушкина.- Москва: Хрестоматия к курсу: Информационные технологии в специальном образовании. Раздел I, 2013. -

C. 440. – ISBN 978-9-0802-6051-1- Текст: непосредственный.

25. Кукушкина О. И. Помощь ребенка в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ/ О.И. Кукушкина.-Москва: «Владос».- 2014.-269с. – ISBN 978-9-0935-9843-4 - Текст: непосредственный.

26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики/ А.А. Леонтьев. – Москва: «Академия». -1999. -61с. – ISBN 978-5-7254-6009-4 - Текст: непосредственный.

27. 34. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартричесикми расстройствами/ Л.В. Лопатина.- Москва: изд. «Союз».-2005.-192с.- ISBN 978-4-2046-5211-1- Текст: непосредственный. – ISBN 978-9-6072-9644-3 - Текст: непосредственный.

28. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка/ М. Р. Львов. - Москва.: Изд. центр «Академия»; Высш. шк., 1999. - 272 с. – ISBN 978-4-5640-7720-3 - Текст: непосредственный.

29. Макаренко А.С. Общение с трудними детьми/ А.С. Макаренко.-Москва: «АСТ»-2015. – 270с. – ISBN 978-7-0518-0022-3 - Текст: непосредственный.

30. Малофеев Н.Н. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Н.Н. Малофеев, И.О. Кукушкина, О.С. Никольская. - Москва: «Просвещение». -2014. -42с.  – ISBN 978-0-8541-7424-9 Текст: непосредственный.

31. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии/ И.И. Мамайчук. – Москва: изд. «Речь». -2008. -224с. ISBN 978-6-4775-8893-7 Текст: непосредственный.

32. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалия и дизартрия) в сравнительном плане с позицией комплексного подхода/ Р.И. Мартынова. - Москва: «Просвещенеие». - 255с. – ISBN 978-1-7468-1112-9 Текст: непосредственный.

33. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст/ Е.М. Мастюкова.- Москва: изд. «Владос». – 1997.-304с. – ISBN 978-3-4900-5772-3 Текст: непосредственный.

34. Мастюкова Е.М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме/ Е.М. Мастюкова. – Москва: изд. «Владос».-2005.-210с. – ISBN 978-2-4184-8727-7 Текст: непосредственный.

35. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправление/ Л.В. Мелехова.- Москва: «Просвещение». -2006. -245с. – ISBN 978-4-6848-6003-7 Текст: непосредственный.

36.    Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - с.1.

37. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. - Л., 1970.

38. Новосёлова С.Л. Роль дидактической игры в жизни дошкольника [Текс]/ С.Л. Новосёлова/- Москва: «Просвещение». - 2010. -286с.

39. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха/ Л.П. Носкова, Л.А. Головиц/ Москва: «Владос». -2004. -344с.

40. Пенин Г.Н. Специальная педагогика. Современные способы активизации обучения/Г.Н. Пенин. – Мосвка: изд. «Академия». -2014. -365с.

41. Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением ИКТ/ Г.П. Петку. - Москва: изд. АПН. -1999. -119с.

42. Петку Г.П. Новая информационная культура в работе с дошкольниками/Г.П. Петку, С.Л. Новосёлова. - Москва: изд. «Новая школа». - 201. -290с.

43. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1999. - С. 150-166.

44. Правдина О.В. Логопедия/ О.В. Правдина. - Москва: изд. «Просвещение». -2003. -272с.

45.   Речицкая  Е.Г. Педагогические технологии воспитательной работы/Е.Г. Речицкая.- Москва : «Владос». -2017.- 285с. 

46. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогический и технологический аспекты/И.В. Роберт. – Москва: изд. «Бином».-2012.-200с.

47. Романенко, М. М. Использование ИКТ в специальном дошкольном образовании / М. М. Романенко, Р. Р. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. - Казань: Юниверсум, 2016. - № 1 (14). - С. 483-488.

48. Рубцов. В.В. Психология экстремальных ситуаций/ В.В. Рубцов. –Москва: Психологический инс-т РАО. – 2008. -304с. 

49. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для

студ.высш.учеб.заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

50. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. - М., 2008. С. 58-62.

51. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/ Е.Ф. Соботович. - Москва изд. «Классикс стиль». - 2003. -160с.

Дополнительная литература

52.   Фирсова Е. В. Возможности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Режим доступа: elib.kspu.ru/get/23281

53. Никитина М.И. Использование речевых игр на логопедических занятиях [Электронный ресурс]-2002. -журнал № 6. - с. 38-42.

54. Грибан О.Н. Составляющие понятия «информационная компетенция» /О. Н. Грибан. – Москва: Юрайт, 2017. - 302 с. - ISBN 978-0-9343-4127-1.-URL:http://griban.ru/blog/18-sostavliaiuschie-poniatiia-informacionnaia- kompetencija.html. - Текст: электронный.

55. Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова.

56. Развивающая, обучающая игра для детей «Домашний логопед» / Разработчик: ID COMPANY // [Электронный ресурс]

57. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” // [Электронный ресурс]

58. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.

Например, программа «Игры для тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они позволяют эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми. Программа основана на методиках обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. 
Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. 
Вышеперечисленные программы чаще всего используются при подготовке к занятиям, но есть много других, которые не менее интересны и подходят для использования в логопедической практике. И каждый учитель-логопед из этой разновидности может выбрать для себя то, что для него наиболее приемлемо.