Развитие творческого воображения младшего школьника средствами иллюстрации
ВВЕДЕНИЕ
Иллюстрация занимает особое место в изобразительном искусстве, именно она обращена к широкой читательской аудитории. Иллюстрированная книга явление синтетическое, она воздействует на человека через различные каналы восприятия, органично сочетая текст и изображение. По отношению к литературному произведению иллюстрация играет роль пластического средства, способствующего формированию, углублению и обновлению суждений читателя о содержании литературы. Иллюстрация – это «фигуративная форма искусства, основанная на рассказывании историй». Создание иллюстраций – это особая кропотливая работа, которая требует от художника соблюдение определённых правил и закономерностей. Работу над иллюстрацией не следует сводить к овладению техническими навыками и нельзя соотносить с другими видами изобразительного искусства. «Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора свой, его можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия — пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто все это называют почерком художника, или индивидуальным стилем». Но при этом художник, ни в коем случае не должен себя зажимать в рамки одной манеры и стиля, он должен постоянно развиваться. Иллюстратор должен вдохнуть в иллюстрацию жизнь, чтобы читатель или зритель, в полной мере, смогли погрузиться в удивительный мир произведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………..3
ГЛАВА1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….…………………………….5
1.1 Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности. ………………………………………………………….….5
1.2 Роль и особенности восприятия иллюстрации в формировании творческой деятельности детей…………………………………………………………………....14
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ……….…..……. 20
2.1 Методики обучения младших школьников иллюстрированию литературных произведений, методика иллюстрирования……………………….20
2.2. Разработка занятий на развитие творческого воображения у младших школьников посредством иллюстрирования литературных произведений….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………………..35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…….……………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алабина, Р.И учитель начальных классов, город Москва, ГБОУ СОШ № 18 /Методика разработана по программе Б. М. Неменского.
2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М.: Изд – во Знание, 1981. – 96 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Детство-пресс, 2015 – 93 с.
4. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1969. — № 4.- С. 77-84.
5. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. [Текст] / А. Я. Дудецкий. – Смоленск, 2004. – 368 с.
6. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973.
7. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2011. - 192 c.
8. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании. [Текст] /Л. С. Коршунова. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 365 с.
9. Конышева, Н. М. Методика обучения изобразительному искусству младших школьников. [Текст] / Н. М. Конышева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 192 с
10. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983.
11. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. / В.С Кузин – М.: Просвещение, 1983. – 144 c.
12. Лёвин, В. А. Воспитание творчества. [Текст] / В. А. Лёвин. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
13. Люблинская, А. А. Детская психология/ А. Н. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
14. Магомедова Л. П. «Экскурсия в зоопарк»: внеклассное занятие для 3-4 классов/ Л.П. Магомедова – 2008. – С. 44-47.
15. Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги / М. В. Немнясова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 70-71.
16. Петровский, А. В., Психология/ А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский — Москва: Академия, 2002. — 512 с.
17. Плахотников С. Иллюстрация к художественному тексту. // Нач.шк.: прил.к газ. «Первое сентября». – 1998. - № 28. – с.14.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
19. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления у детей. [Текст] / А. Э. Симановский. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 240 с
20. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. [Текст] / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 2008. – 392 с. 58 Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект, Мир, 2011. - 192 c.
21. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.
22. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления. [Текст] / Ю. Г.Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 208 с.
23. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. - М., 1961.
24. Фриман, Дж. Как развить таланты ребёнка. [Текст] / Дж. Фриман. – М.: ТОО «Центр "ПРО"» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995. – 240 с.
Комплекс занятий основан на использовании приёма иллюстрации литературных сюжетов и произведений, которые содержат абстрактные понятия или объекты, не имеющие конкретного предметного образа, но понятны детям младшего школьного возраста. То есть перед ребёнком ставится задача нарисовать то, что не имеет материальную форму, что нельзя увидеть. Благодаря изображению беспредметных, абстрактных образов, данные занятия направлены на развитие у обучающихся умения управлять процессом творчества, который содержит следующие компоненты: творческое воображение или фантазирование, выделение существенных признаков изображаемого объекта, выбор средств выразительности полученного образа в материальной форме, решение проблемных ситуаций и творческих задач. Цель комплекса занятий: развитие творческого воображения младших школьников как основа для творческой деятельности и умения самостоятельно решать возникшие проблемы.