Педагогическое стимулирование познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования внеурочной деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
104 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В начальной школе ведущим видом деятельности становится учение. Главную роль в этом виде деятельности является заинтересованность самого ребёнка. Поэтому очень важно на этом этапе сформировать познавательную активность как одну из важных составляющих учебной мотивации. Данная тема квалификационной работы является актуальной, потому что в настоящее время в образовательном пространстве проблема развития познавательной активности младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших, т.к., познавательная активность является значимым фактором успешности и активности обучения ребёнка в школе. Проблемой развития познавательной активности занимались такие учёные, как Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годо-викова, О.О. Денина, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г. И. Щукина и другие. Но в данных работах недостаточно информации о методах развития познавательной активности младших школьников. [3] [5] [10] [14] [18] [23] [24] [35] [37] [36] [55] [56] [58] Анализ педагогических и психологических исследований свидетель-ствует о том, что проблема стимулирования учебно-воспитательного процесса привлекала многих исследователей.

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИ-ЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.............................................................................7
1.1 Развитие познавательной активности младших школьников как педагогическая проблема…………………………………………………………………7
1.2 Педагогическое стимулирование как метод развития познавательной ак-тивности…………………………………………………………………………13
Выводы по первой главе……………………………………………………….21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕ-ЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..22
2.1. Диагностические методики, изучающие познавательную активность у обучающихся начальных классов………………………………………………22
2.2. Экспериментальная программа по развитию познавательной активности во внеурочной деятельности……………………………………………………33
2.3. Сравнительный анализ и интерпретация экспериментальных дан-ных………………………………………………………………………………..37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….44

 

Список литературы

1. Абасов, З.А. Системный подход при проектировании целей урока / З.А. Абасов // Завуч / З.А. Абасов. - 2003. - №2. - С.68-75.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности К.А. Абульханова-Славская. М.,2007.230с.

3. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова ¬– М.: Просвещение, 1968. – 138с.

4. Афанасьев, В.Г. Об эффективности социального управления / В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул // Вопросы философии. - 2007;

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность. - Ростов на/Д, Изд-во РГУ, 1983.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочине-ния: в 2т. - М.: Педагогика, 1979. - 235 с.

7. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - [Текст] /С.Н. Батракова. -Ярославль, 1989

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. - 193 с.

9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб. Питер, 1999. - 434 с. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб. Питер, 2004. 474 с. 3. 

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М., 1991.

11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

12. Гордин Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования//Советская педагогика - № 12

13. Голованевская ЗЛ. Стимул жизненно-практического значения знаний как средство активации познавательной активности учащихся на уроках: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М: МГУ, 1980. -18 с.

14. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.

15. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. - М.: АПН СССР, 1986. - С. 96 - 106.

16. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.

17. Данилов М. А.  (1899-1973): [ученый-педагог]: биобиблиографический указатель / АПН СССР, НИИ общей педагогики, Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского; [составитель С. Ф. Батракова; автор вступительной статьи, с. 3-19, и научный редактор Л. А. Степашко]. - Москва: ГНПБ, 1988. - 66 с. ; 20 см. - 700 экз.. - Б. ц.

18. Денина О. О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / О. О. Денина; Оренбург, 2001. – 195 с.

19. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте Издательство МГУ 1982 г. 

20. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина 2-е изд., стер., М.: Академия, 2004. 224с.

21. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2010. - 576 с.

22. Каган, М. С. Философия культуры. – СПб: Петрополис, 1997. – 415 с. ; 

23. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова // Первое сентября. – 2004 – № 40. – С. 32.

24. Красновский, Э. А. Активизация учебного познания / Э. А. Красновский // Советская педагогика. – 2010. – №5. – С. 247-255.

25. Костюк, Г.С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д.Ушинского/ Г.С. Костюк. - Вопросы психологии. - 1974.- № 2. - С. 19-31.

26. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. http://znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html

27. Кирпиченок Л.Н., Е.И. Скребло, В.Е.Шилин, Т.В. Тихон, учебно-методическое пособие / - Витебск: ВГМУ, 2011. – 175 с.

28. Лаптин Ю. П. О некоторых подходах к проблеме построения линейных классификаторов в случае многих классов [Текст] / Ю. П. Лаптин, А. П. Виноградов, А. П. Лиховид // Pattern Recognition and Image Analysis. - 2010. -Т. 20. - №. 2. - 21 с.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

30. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. - М., 1947.

31. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психофизиологическое восстановление функций руки после ранения. - М., 1945.

32. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 1983.

33. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. - М., 1956.

34. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. - 1966. - №12.

35. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

36. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. -1982. -№4. -с.5-17

37. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2011. – 350 с.

38. Нестерова Л.Н.  дис. док. фил. Наук: 10.02.19 2005 г.

39. Охотникова Т. В. дис.  канд. пед. наук: 13.00.05 2006 г.

40. Подмарков, В. Г. Введение в промышленную социологию / В. Г. Подмарков. М., 1979.

41. Попова, И.М. П58 Современная русская литература: учебное пособие / И.М. Попова, Т.В. Губанова, Е.В. Любезная. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 64 с. 

42. Платонов К.К. «О системе психологии», - М., «Мысль», 1972, - 216с.

43. Пряникова В.Г. Развитие концепции педагогического стимулирования //Советская педагогика. 1985. - № 11. - С. 29-33.

44. Равкин З.И.   истории развития теоретических основ проблемы педагогического стимулирования. //Советская педагогика. - 1973. -№ 8

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. 2000. - 705 с.

46. Сухобская, Г.С. Восприятие научно-популярного текста взрослыми как проблема психологического исследования / Г.С Сухобская // Психологический журнал. Вып. 62. - 1981. - №8. - С. 97-109.

47. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.

48. Тельнова, Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук/ Ж.Н. Тельнова. - Омск, 1997. - 133 с.

49. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983.

50. Фридман Л.М., Психология детей и подростков. М: Просвещение, 2003

51. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984.

52. Фридман Л.М. Учитесь учиться математике. М.: Просвещение, 1985.

53. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - 560 с.

После проведения формирующего эксперимента уровень познаватель-ной активности детей экспериментальной и контрольной групп стал значи-тельно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень активности значительно вырос, в то время как у детей контрольной группы он остался без изменений.  Построение внеурочных занятий с применением игр, соревнований, викторин, самостоятельных работ, творческих заданий и различных кружков ведет к стимулированию познавательной активности, способствует успешно усваивать разнообразные знания, умения и навыки, осуществлять умственное, нравственное воспитание ребенка. Это такие качества личности, как: выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, внимательность и инициативность. Проведя диагностики у учащихся, можно дать рекомендации по кор-рекции познавательного интереса младших школьников, чья познавательная активность находится на низком уровне.