Революционные события 1917 года в России в оценках творческой интеллигенции. Использование материалов темы урочной и внеурочной деятельности

Цель работы: проанализировать, как к событиям 1917 года относились представители российской интеллигенции, образованные люди того времени
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
130 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В условиях радикальных перемен, происходящих в современной  России, вновь возрастает интерес к истории российской интеллигенции, её взглядам, общественно-политическим позициям в различные исторические периоды. Особый интерес  в этом плане представляют  революционные события 1917 года, которые имеют значение не только для России, но и для всего мира. Каждая революция имеет свою обьективную и субьективную предпосылку. Историки и политологи, а также социологи, относящиеся к деятельности тех, кто порождает противоречия для развития экономики, общество и государство, считают, что эти противоречия мешают дальнейшему развитию. В России такой тип людей получил название интеллигенции. Критик, музыкант, поэт, писатель, журналист, художник и т.д. многие десятилетия выступали защитниками народа от оскорблений, требовали социально-политических, экономических изменений. Но не вся интеллигенция противостояла власти. Были В. А Жуковский, Ф.И Тютчев, честно служившие ей. Первые шаги в революционном процессе в феврале 1917 года вызывали у тех же литераторов разные реакции.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3-9
Глава 1. Интеллигенция и Временное правительство……………………10
  1.1Оценка интеллигенцией свержения самодержавия………………….10-16
1.2Рост разногласий и разочарований интеллигенции в новой власти…17-22
Глава 2. Коренные вопросы революции и отношение к ним интеллигенции. …………………………………………………………………………..23
  2.1 Дискуссия по военному и аграрному вопросам……………………23-29
  2.2  Поиск выхода  из социально- экономического и политического кризиса летом 1917 года……………………………………………………………..29-38
Глава 3. Отношение различных кругов интеллигенции к Октябрьскому восстанию и установлению советской власти……………………………40-49
Глава 4. Использование материалов темы « Революционные  события 1917 года в  России в оценках творческой интеллигенции»…………………. 50
  4.1 Методическая разработка урока « Революционные события 1917 и творческая интеллигенция»…………………………………………. 50-62
  4.2 Анализ проведенного мероприятия « Революционные события 1917 и творческая интеллигенция»……………………………………………62-63
Заключение………………………………………………………………… 64-66
Список источников и литературы………………………………………… 67-69

Список источников и литературы.

Источники.

Письма и дневниковые записи.

1. Бунин И.А. Лишь слову жизнь дана…/ Сост., вступл., примеч. И имен. Указ. О.Н. Михайлова. М. : « Сов. Россия» ( серия « Русские дневники»), 1990.

2. Бенуа А.Н. Мой дневник: 1916-1917-1918./ . Подготовка текста и комментарии Н. И. Александровой и др. – М.: « Русский путь» ( серия « Наше недавнее», вып.10), 2003.

3. Блок А. Письма к жене.// Литературное наследство. Т. 89. – М.: « Наука», 1978; Дневники. – М., 1989

4. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. – Киев: « Наукова думка», 1991.

5. Веселовский С.Б. Дневники 1915-1923, 1944 годов.// Вопросы истории. 2000.

6. Гиппиус З. История моего дневника// Петербургский дневник. – М.: «Сов. Писатель» и «Олимп», 1991.

7. Готье Ю. Мои заметки. - М.: « Терра», 1997.

8. Горький М. Несвоевременные мысли. – М., 1991.

9. Короленко В. Дневник. Письма. 1917-1921./ Сост., подготовка текста, коммент. В. И. Лосева. – М.: « Сов Писатель», 2001

10. Пришвин М.М. Дневники. Кн.1: 1914-1917. М.: « Моск. Рабочий», 1991.

11. Ростковский Ф.Я. Дневники для записывания…( 1917 глазами отставного генерала). – М.: « Росспэн»,2001.

12. Троцкий Л. Д. Литература и революция; статьи опубликованные в « Правде» 1923-1924 годах// Вопросы литературы. 1989. № 8

13. Устрялов Н.Н. Былое – Революция 1917г. Воспоминания и дневниковые записи. – М., 2000

. 14.Чуковский К.И. Дневник1901-1969. Т.1 / Подготовка текста и коммент. Е.Ц. Чуковской. – М.: Олма- пресс( серия « Эпохи и судьбы»), 2003.

Мемуары

1.Гиппиус З. Живые лица. Воспоминания. Т.2. – Тбилиси, 1991.

2. Горький М.и русская журналистика XX века: Неизданная переписка.// Литературное наследство. Т.95. – М.: « Наука», 1988.

3.Есенин С. Собрание сочинений. Т.5. М., 1962

4. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 13 томах. Т.1. – М., 1955.

5. Розанов В.В. Апокалипсис. Вып. № 1 // Его же мимолётное.  Собрание сочинений под общей ред. А.Н. Николюкина. М.: « Республика», 1994.

Литература.

1. Алексеев Г.В. Революция и научная интеллигенция. – М., 1987

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: « Наука», 1990.

3. Вандалковская М.Г. Интеллигенция и революция XX век. – М., 1985.

4. Ерман Л.К. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революции. – М., 1970

5. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. – М., 1988.

6. Карапетян Р.О. Становление и развитие интеллигенции как социального слоя. – М.,1974.

7. Красильников С.А. Октябрь и политические позиции интеллигенции.// Советская интеллигенция и её роль в коммунистическом строительстве СССР. – М.,1979.

8. Лейкина – Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. – М., 1981.

9. Лихачёв Д. О. О русской интеллигенции// Новый мир. 1993

10. Пинегина Л.А. К вопросу о политическом размежевании буржуазной интеллигенции в период октябрьской революции ( 1917 – 1918) // Вестник МГУ Серия историч. 1974

11. Процько М. А. О роли  интеллигенции в советском обществе. – М., 1953.

12. Сахаров А.Н. Новая политизация или научный плюрализм? О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России XX века// Новая и Новейшая история. 1993 № 6

13. Смирнова Л.И. О советах депутатов трудовой интеллигенции.// Из истории советской интеллигенции./ Сб.статей. – М.: « Мысль», 1966

14. Солженицын А. И. Образованщина// Из – под глыб: Сб. ст. М., 1992.

15. Федюкин С.А. Советская власть и буржуазные специалисты. – М., 1965.

16. Федюкин С. А. Октябрьская революция и интеллигенция. // История СССР. – 1977. № 5

17. Шмидт С. О. Вступительное слово// Российская провинция  XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Кн. 1. Пенза, 1995.

Периодическая печать

1. Знамя труда. ( Петроград, орган левых эсеров). 1917-1918.

2. Коммерсант. ( Москва). 1917.

3. Новая жизнь. ( Петроград). 1917-1918.

4. Новое время. (  Петроград). 1917.

5. Русские ведомости ( Москва). 1917-1918.

6. Русское слово. ( Москва). 1917.

Розанов В.В.: Масштабность будущих изменений чувствовалась во всем обществе, став социально-психологической чертой этого периода. Подобные настроения распространялись и на художественную интеллигенцию. Ее представители, рефлексируя данное состояние, пытались в силу творческой организации самих личностей найти выход из создавшегося положения, абстрагируясь от него, то есть пытались уйти из действительности. Но потом, в результате усугубления общественного и экономического кризиса просто отдалиться от общественной жизни стало невозможно. Из-за этого происходил переход интеллигенции к активной созидательной позиции: переход от кризиса к преобразованию, но не самой жизни, а культуры, и через нее уже всего общества. Подобный путь подразумевал через революцию в искусстве провести эволюцию общества. Корреспондент: Как отреагировало общество на Февральские события? Розанов: Несмотря на то, что во всех слоях общества ждали коренных изменений, свершившаяся в феврале 1917г. революция была неожиданной. Ни один из революционных или думских лидеров не руководил революцией. Милюков отметал всяческие предположения о роли Госдумы в февральских событиях, и подчеркивал, что все произошло спонтанно. Поводом для революционного выступления стали стихийные волнения петроградских рабочих. В феврале 1917 года продолжала ухудшаться продовольственная ситуация - в столице росли очереди за хлебом.