Революционные события 1917 года в России в оценках творческой интеллигенции. Использование материалов темы урочной и внеурочной деятельности
Введение
В условиях радикальных перемен, происходящих в современной России, вновь возрастает интерес к истории российской интеллигенции, её взглядам, общественно-политическим позициям в различные исторические периоды. Особый интерес в этом плане представляют революционные события 1917 года, которые имеют значение не только для России, но и для всего мира. Каждая революция имеет свою обьективную и субьективную предпосылку. Историки и политологи, а также социологи, относящиеся к деятельности тех, кто порождает противоречия для развития экономики, общество и государство, считают, что эти противоречия мешают дальнейшему развитию. В России такой тип людей получил название интеллигенции. Критик, музыкант, поэт, писатель, журналист, художник и т.д. многие десятилетия выступали защитниками народа от оскорблений, требовали социально-политических, экономических изменений. Но не вся интеллигенция противостояла власти. Были В. А Жуковский, Ф.И Тютчев, честно служившие ей. Первые шаги в революционном процессе в феврале 1917 года вызывали у тех же литераторов разные реакции.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3-9
Глава 1. Интеллигенция и Временное правительство……………………10
1.1Оценка интеллигенцией свержения самодержавия………………….10-16
1.2Рост разногласий и разочарований интеллигенции в новой власти…17-22
Глава 2. Коренные вопросы революции и отношение к ним интеллигенции. …………………………………………………………………………..23
2.1 Дискуссия по военному и аграрному вопросам……………………23-29
2.2 Поиск выхода из социально- экономического и политического кризиса летом 1917 года……………………………………………………………..29-38
Глава 3. Отношение различных кругов интеллигенции к Октябрьскому восстанию и установлению советской власти……………………………40-49
Глава 4. Использование материалов темы « Революционные события 1917 года в России в оценках творческой интеллигенции»…………………. 50
4.1 Методическая разработка урока « Революционные события 1917 и творческая интеллигенция»…………………………………………. 50-62
4.2 Анализ проведенного мероприятия « Революционные события 1917 и творческая интеллигенция»……………………………………………62-63
Заключение………………………………………………………………… 64-66
Список источников и литературы………………………………………… 67-69
Список источников и литературы.
Источники.
Письма и дневниковые записи.
1. Бунин И.А. Лишь слову жизнь дана…/ Сост., вступл., примеч. И имен. Указ. О.Н. Михайлова. М. : « Сов. Россия» ( серия « Русские дневники»), 1990.
2. Бенуа А.Н. Мой дневник: 1916-1917-1918./ . Подготовка текста и комментарии Н. И. Александровой и др. – М.: « Русский путь» ( серия « Наше недавнее», вып.10), 2003.
3. Блок А. Письма к жене.// Литературное наследство. Т. 89. – М.: « Наука», 1978; Дневники. – М., 1989
4. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. – Киев: « Наукова думка», 1991.
5. Веселовский С.Б. Дневники 1915-1923, 1944 годов.// Вопросы истории. 2000.
6. Гиппиус З. История моего дневника// Петербургский дневник. – М.: «Сов. Писатель» и «Олимп», 1991.
7. Готье Ю. Мои заметки. - М.: « Терра», 1997.
8. Горький М. Несвоевременные мысли. – М., 1991.
9. Короленко В. Дневник. Письма. 1917-1921./ Сост., подготовка текста, коммент. В. И. Лосева. – М.: « Сов Писатель», 2001
10. Пришвин М.М. Дневники. Кн.1: 1914-1917. М.: « Моск. Рабочий», 1991.
11. Ростковский Ф.Я. Дневники для записывания…( 1917 глазами отставного генерала). – М.: « Росспэн»,2001.
12. Троцкий Л. Д. Литература и революция; статьи опубликованные в « Правде» 1923-1924 годах// Вопросы литературы. 1989. № 8
13. Устрялов Н.Н. Былое – Революция 1917г. Воспоминания и дневниковые записи. – М., 2000
. 14.Чуковский К.И. Дневник1901-1969. Т.1 / Подготовка текста и коммент. Е.Ц. Чуковской. – М.: Олма- пресс( серия « Эпохи и судьбы»), 2003.
Мемуары
1.Гиппиус З. Живые лица. Воспоминания. Т.2. – Тбилиси, 1991.
2. Горький М.и русская журналистика XX века: Неизданная переписка.// Литературное наследство. Т.95. – М.: « Наука», 1988.
3.Есенин С. Собрание сочинений. Т.5. М., 1962
4. Маяковский В.В. Собрание сочинений в 13 томах. Т.1. – М., 1955.
5. Розанов В.В. Апокалипсис. Вып. № 1 // Его же мимолётное. Собрание сочинений под общей ред. А.Н. Николюкина. М.: « Республика», 1994.
Литература.
1. Алексеев Г.В. Революция и научная интеллигенция. – М., 1987
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: « Наука», 1990.
3. Вандалковская М.Г. Интеллигенция и революция XX век. – М., 1985.
4. Ерман Л.К. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революции. – М., 1970
5. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. – М., 1988.
6. Карапетян Р.О. Становление и развитие интеллигенции как социального слоя. – М.,1974.
7. Красильников С.А. Октябрь и политические позиции интеллигенции.// Советская интеллигенция и её роль в коммунистическом строительстве СССР. – М.,1979.
8. Лейкина – Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. – М., 1981.
9. Лихачёв Д. О. О русской интеллигенции// Новый мир. 1993
10. Пинегина Л.А. К вопросу о политическом размежевании буржуазной интеллигенции в период октябрьской революции ( 1917 – 1918) // Вестник МГУ Серия историч. 1974
11. Процько М. А. О роли интеллигенции в советском обществе. – М., 1953.
12. Сахаров А.Н. Новая политизация или научный плюрализм? О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России XX века// Новая и Новейшая история. 1993 № 6
13. Смирнова Л.И. О советах депутатов трудовой интеллигенции.// Из истории советской интеллигенции./ Сб.статей. – М.: « Мысль», 1966
14. Солженицын А. И. Образованщина// Из – под глыб: Сб. ст. М., 1992.
15. Федюкин С.А. Советская власть и буржуазные специалисты. – М., 1965.
16. Федюкин С. А. Октябрьская революция и интеллигенция. // История СССР. – 1977. № 5
17. Шмидт С. О. Вступительное слово// Российская провинция XVIII-XX вв.: реалии культурной жизни. Кн. 1. Пенза, 1995.
Периодическая печать
1. Знамя труда. ( Петроград, орган левых эсеров). 1917-1918.
2. Коммерсант. ( Москва). 1917.
3. Новая жизнь. ( Петроград). 1917-1918.
4. Новое время. ( Петроград). 1917.
5. Русские ведомости ( Москва). 1917-1918.
6. Русское слово. ( Москва). 1917.
Розанов В.В.: Масштабность будущих изменений чувствовалась во всем обществе, став социально-психологической чертой этого периода. Подобные настроения распространялись и на художественную интеллигенцию. Ее представители, рефлексируя данное состояние, пытались в силу творческой организации самих личностей найти выход из создавшегося положения, абстрагируясь от него, то есть пытались уйти из действительности. Но потом, в результате усугубления общественного и экономического кризиса просто отдалиться от общественной жизни стало невозможно. Из-за этого происходил переход интеллигенции к активной созидательной позиции: переход от кризиса к преобразованию, но не самой жизни, а культуры, и через нее уже всего общества. Подобный путь подразумевал через революцию в искусстве провести эволюцию общества. Корреспондент: Как отреагировало общество на Февральские события? Розанов: Несмотря на то, что во всех слоях общества ждали коренных изменений, свершившаяся в феврале 1917г. революция была неожиданной. Ни один из революционных или думских лидеров не руководил революцией. Милюков отметал всяческие предположения о роли Госдумы в февральских событиях, и подчеркивал, что все произошло спонтанно. Поводом для революционного выступления стали стихийные волнения петроградских рабочих. В феврале 1917 года продолжала ухудшаться продовольственная ситуация - в столице росли очереди за хлебом.