Жанр фэнтези в современной русской литературе и вопросы изучения темы в средней общеобразовательной школе

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей жанра фэнтези, установлении связей со сказками и мифами, анализе современных романов в жанре фэнтези
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
150 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ 

Жанр фэнтези в России до сих пор недостаточно изучен. В Европе он начал набирать популярность почти сто лет назад, тогда как в России вызвал интерес лишь в начале 90-х годов XX века. Всплеску популярности жанра способствовали глобальные изменения в социальной, научной и информационной сферах культуры. 
В современном мире жанр фэнтези присутствует уже не только в литературе, но и  в  искусстве в целом: игры, живопись, кинематограф и даже некоторые музыкальные направления. 
Фэнтези, даже спустя уже сотню лет, новое, постоянно развивающееся направление в литературе, восходящее к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Некоторые миры в фэнтези часто напоминают миры Средневековья. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что те времена у читателей ассоциируются с мистикой и магией. 
Конечно, элементы мифологического мышления и наличие магии являются одними из главных признаков произведений фэнтези. Фэнтези иррационально в своей основе, вера во все мистическое играет решающую роль в понимании мира произведения. Фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Этот мир существует в виде некоего допущения, а его физические законы могут существенно отличаться от законов нашего мира. В то же время главное отличие «чудес» фэнтези от сказочных состоит в том, что для мира фэнтези они являются нормой и действуют системно, как законы природы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ФЭНТЕЗИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА……………6

1.1 Особенности становления фэнтези в западноевропейской литературе…..6

1.2 Фэнтези в России……………………………………………………………11

1.3 Сказка и миф у истоков жанра фэнтези……………………………………15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФЭНТЕЗИЙНОГО ЖАНРА В РОМАНЕ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА «ПСОГЛАВЦЫ» …………………………………..….17

2.1 Мультижанровость романа А. Иванова «Псоглавцы» ………………..…..17

2.2 Интеграция фэнтези в современную культуру на примере романа А. Иванова «Псоглавцы» ………………………………………………………..…31

ГЛАВА 3. АНДРЕЙ РУБАНОВ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ»: СЛАВЯНСКОЕ ФЭНТЕЗИ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ СКАЗКИ………….38

3.1 Роман А. Рубанова «Финист – ясный сокол» как современная интерпретация сказки А.Н. Афанасьева «Перышко Финиста» ……………...38

3.2 Славянские образы в романе А. Рубанова «Финист – ясный сокол»…….45 

ГЛАВА 4. Урок по роману А. Рубанова «Финист – ясный сокол»: природа сказки и славянского фэнтези в романе ………………………………………61 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………68

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………72

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аливердиев, А.А. К вопросу о русском фэнтези, Бабе-Яге, etc [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proza.ru/2005/03/01-114. - (Дата обращения 22.04.22).
2. Афанасьев, А.Н. Славянская мифология/ А.Н. Афанасьев. – М.: Эксмо, 2008. – 1520 с.
3. Афанасьев, А.Н. Перышко Финиста ясна сокола [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kidtale.ru/narodnye-russkie-skazki-afanasev/russkie-narodnye-skazki-a-n-afanasev-pyoryshko-finista-yasna-sokola/. – (Дата обращения 22.04.22).
4. Барашкова, А.В. Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези / А.В. Барашкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. – № 4. – С. 22 – 26.
5. Белов, И.Н. Привычное дело [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/058/001.htm. – (Дата обращения 22.04.22)
6. Березин, В. Фэнтези [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/october/2001/6/fentezi.html. – (Дата обращения:22.04.22).
7. Василиса Прекрасная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/vasilisa_prekrasnaya. – (Дата обращения 22.04.22).
8. Губайловский, В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2002/3/obosnovanie-schastya.html. – (Дата обращения 22.04.22).
9. Демина, А.В. Фэнтези в современной культуре: философский анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asu.edu.ru/images/File/dissertacii/dissovet21200912/dissertacija_Demina%281%29.pdf. – (Дата обращения 22.04.22). 
10. Добровольская О. Фэнтези и фольклор // Литература. 1996. № 43. C. 13.
11. Добрыня и змей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/zmey.html. – (Дата обращения 22.04.22).
12. Иванов, А.В. Псоглавцы // Алексей Иванов. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. – 414, [2] с.
13. Иванова, И.Н. Деревенская проза в современной отечественной литературе: конец мифа или перезагрузка? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivanproduction.ru/literoturovedenie/derevenskaya-proza-v-sovremennoj-otechestvennoj-literature-konecz-mifa-ili-perezagruzka.html. – (Дата обращения 22.04.22).
14. Иванова И.Н. Деревенская проза в современной отечественной литературе: миф или перезагрузка? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/platonov_finist_jasny_sokol.pdf. – (Дата обращения: 22.04.22).
15. Касьянова, К. О русском национальном характере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kasyan0.php. – (Дата обращения 22.04.22).
16. Ковтун, Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века / Е.Н. Ковтун. – М.: Высшая школа, 2008. – 484 с.
17. Королев, К.М. Жанр фэнтези в России: предыстория и метасюжет / К.М. Королев // Русская литература. – 2013. – № 2. – С. 243 – 258.
18. Кошелев, С.Л. Жанровая природа «Повелителя Колец» Дж. Р.Р. Толкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature3/koshelev-81.htm. – (Дата обращения 18.04.22)
19. Криницына, О.П. Славянские фэнтези в современном литературном процессе: поэтика, трансформация, рецепция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/slavyanskie-fentezi-v-sovremennom-literaturnom-protsesse-poetika-transformatsiya-retseptsiya. – (Дата обращения 22.04.22).
 20. Криничная, Н.А. Русская мифология. Мир образов фольклора /
21.Н.А. Криничная. – М.: Академический Проект, Гаудемаус, 2004. – 1008c.
22. Ктесий. Индика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://facetia.ru/node/2800 . – (Дата обращения 22.04.22)
23. Кузнецов, Вс. Фэнтези: анатомия жанра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/sp/2000/2/10ku.html. – (Дата обращения 22.04.22).
 24. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. т. 1 / С. Лем. – М.: АСТ,
2008. – 592 с.
25. Логинов С. Русское фэнтези – новая Золушка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusf.ru/loginov/rec/rec14.htm (дата обращения: 18.05.2022).
26. Ломыкина, Н. Неоправданные ожидания: вышли два новых больших романа Сальникова и Рубанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/kultura/18022019/154735. – (Дата обращения 22.04.22).
27. Лукин А., Рынкевич В. В магическом лабиринте сознания. Литературный миф 20 в // Иностранная литература. 1992 . № 3 С. 241. 
28. Мещерякова М.И. Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник / Под. ред. М.И. Мещеряковой. М.: Мегатрон, 1998. – 137 с. 
29. Михайлов, Е. «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова: птичку жалко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://daily.afisha.ru/brain/11326-finist-yasnyy-sokol-andreya-rubanova-ptichku-zhalko/. – (Дата обращения 22.04.22).
30. Плиний Старший. Естественная история. Книга шестая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://annales.info/ant_lit/plinius/06.htm. – (Дата обращения 22.04.22)
31. Попова Г.В. Фэнтези и сказка: к вопросу о дифференциации жанров. // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 80.
32. Платон. Государство. Книга первая и вторая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt. – (Дата обращения 22.04.22).
33. Платонов, А.П. Финист-ясный сокол. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/platonov_finist_jasny_sokol.pdf. - (Дата обращения 22.04.22).
34. Рубанов. А.В. Финист – ясный сокол: роман / Андрей Рубанов. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 567, [9]с.
35. Сафрон, Е. Классификация жанра «славянской» фэнтези: постановка проблемы / Е. Сафрон // Вестник МГОУ. – 2013. – № 1. – С. 16.
36. Сафронова, Е. Финист и Эзоп [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rara-rara.ru/menu-texts/finist_i_ehzop. – (Дата обращения 22.04.22).
37. Сапковский, А. Нет золота в Серых горах! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-libra.ru/read/141509-net-zolota-v-seryx-gorax.html. – (Дата обращения 22.04.22). 
38. Скомаровская, А.А. Нумерологический код культуры в текстах русских народных сказок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/numerologicheskiy-kod-kultury-v-tekstah-russkih-narodnyh-skazok/viewer. - (Дата обращения 22.04.22)
39. Степновска, Т. Фэнтези – переодетая Золушка. Размышления о термине / Т. Степновска // Русская словесность в школах Украины. – 2000. - № 2. – С. 44-48. 
40. Толкин, Дж.Р.Р. О волшебных сказках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://omiliya.org/article/o-volshebnykh-skazkakh-dzhon-ronald-ruel-tolkien.html. – (Дата обращения 22.04.22)
41. Фишман, Л. Г. Фантастика и гражданское общество [Текст] / Л. Г. Фишман. - Екатеринбург, 2002. - 168 с.
42. Чернышева Т. А. Природа фантастики. Иркутск, 1985. С. 71–77.
43. Шукшин, В.М. Чудик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/vasilij-shukshin-chudik/. – (Дата обращения 22.04.22)
44. Шукшин, В.М. До третьих петухов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://booksonline.com.ua/view.php?book=33319. – (Дата обращения 22.04.22).
45. Manlove C. The Impulse of Fantasy Literature [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.perlego.com/book/1724929/the-impulse-of-fantasy-literature-pdf. – (Дата обращения 22.04.22).
46. White, David Gordon. Myths of the dog-man [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://archive.org/details/mythsofdogman0000whit/page/n371/mode/2up. – (Дата обращения 22.04.22)
47. Wolfe, Gary K. 1982. The Encounter with Fantasy. The Aesthetics of Fantasy Literature and Art [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://franklin.library.upenn.edu/catalog/FRANKLIN_9962102133503681. – (Дата обращения 22.04.22).

Соловей на этот счет говорил: «Семьи воров, воинов и авантюристов, живущие во Внешнем Круге, благодаря частым визитам на поверхность накопили значительные богатства, а семьи вельмож и жрецов из Внутреннего Круга наоборот обеднели и даже выродились. Многие из них продали свои дома во Внутреннем круге и перебрались во Внешний; в их жилища переселились разбогатевшие семьи из Внешнего круга» [34, с.426]. Платон делил группы людей в кругах на три металла – золото, серебро, железа и бронза. Мы уже упоминали, нелюди в Вертограде «обожают все, что блестит». Вероятно, здесь можно провести параллель с осознанием птицечеловеками себя как высшей рассой: «Мы могли бы управлять миром, если бы захотели». Платон говорил: «Существо свободное, не носившее оков, прямо смотрит на солнце» [32]. Нелюди энергией солнца замелили себе пищу и воду. Конечно, идеальное государство Платона называли «Республикой Платона», несбыточной мечтой, так и небесный Аркаим со временем сменял свои порядки – жители кругов сменились, стали чаще летать на поверхность, похищать и привозить в Вертоград земных женщин. Вероятно, А. Рубанов такой аналогией хотел показать, что любому, даже четко вымеренному, своду правил, по которым живут, нужны перемены. Он выразил свое мнение словами Соловья: «Завет велит вам убивать изменников – но вы не убиваете. Завет запрещает связи с дикарями – но вы все с ними связаны. Мы должны переписать вторую главу Завета. Иначе – все мы, птицечеловеки, сильнейшие разумные существа этого мира – будем просто врать друг другу. На словах мы чтим Завет, а на деле придаем его!» [34, с.554].