Особенности работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации

Цель исследования: изучение проблемы работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ДОО
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
111 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня цивилизованный мир движется в сторону гуманистического отношения к различным особенностям. Понятия толерантность, инклюзия, доступная среда входят в повседневный обиход, и транслируется гуманистические ценности в СМИ на уровне законодательства, на уровне создания истинно доступной среды в инфраструктуре городов. Люди «с особенностями здоровья» перестают скрываться в своих домах, больницах и квартирах. Они нуждаются в принятии со стороны окружения, в поддержке и уважении, как и любой живущий на Земле. 
В настоящее время одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности становится вопрос о положении инвалидов и / или людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной среды в истинно гуманном обществе. Но, что на самом деле скрыто в нашем обществе за аббревиатурами и словами, которые делают нас и наших детей истинно особенными, отличающимися и такими неудобными для окружения: РАС, НОДА, РДА, ЗРР, ВСД, ЭПИ-активность, ЗПР, ДЦП, синдром Дауна…Что если в родительском мире прозвучало: «У вас ограниченные возможности». Это боль отвержения и стыд, усталость, отношение системы к твоим детям, изоляция, особая близость и любовь к детям для родителей особенных детей.

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 7

1.2. Исследование опыта психолого-педагогического сопровождения родителей в образовательной организации в условиях инклюзии 13

Глава 2. Эмпирическое исследование работы педагога психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО 17

2.1. Организация исследования (база, выборка, методы) 17

2.2. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ОВЗ 23

Заключение 30

Список использованных источников 33

Список использованных источников

1. Адеева Т.Н. Характеристика компонентов психологической готовности к инклюзии родителей детей с ОВЗ // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – С. 391-397.

2. Белякова А.С., Матвеева Ю.В. Преодоление речевого нарушения в процессе взаимодействия учителя логопеда и музыкального руководителя с семьями воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ // Совушка 2018 № 2 (12). Электронный научно-практический журнал. – Сургут. – 348 с.

3. Вишнякова Е.А. (сост.). Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ. – Липецк: ИРО, 2017. – 66 с.

4. Еременко Ю.К. Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ // Электронный научно-практический журнал «Совушка». –  2020. – № 1 (19). – Сургут. – 256 с.

5. Каменева М.П., Баскова Л.Ю. Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить») // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 198-201.

6. Лере-Планд А.Н., Филичева Е.П., Ухина Н.А. Реализация инновационной программы «Формирование жизненных компетенций детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушением интеллекта) в условиях системы «Детский сад – родители – социум» // Педагогика, психология, общество: новая реальность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары: Среда, 2021. – 364 с.

7. Леонова Е.Р. Особенности сопровождения родителей детей с расстройством аутистического спектра // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Среда, 2021. – 304 с.

8. Максимова Д.А. Особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Среда, 2021. – 304 с.

9. Мальцева А.А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – С. 1178-1186.

10. Михайлова Л.А. Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом // Молодой учёный. – 2020. – № 45 (335). – Казань: Молодой ученый. – 380 с.

11. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. – М.: Теревинф, 2018. – 368 с.

12. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Владос, 2018. – 171 с.

13. Старшова Д.И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 283-286.

14. Старшова Д.И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ // Молодой учёный. – 2019 – № 43 (281). – Казань: Молодой ученый. – С. 287-291.

15. Слепович Е.С., Поляков А.М. Психологическая помощь родителям ребенка с отклонениями в психофизическом развитии // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Среда, 2021. – 304 с.

16. Солопова К.И. Особенности сопровождения и поддержки семьи, имеющей ребёнка с расстройством аутистического спектра // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Среда, 2021. – 304 с.

17. Ульянова Е.А., Лысова А.А. Наше здоровье – в наших руках. Рекомендации для педагогов и родителей. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 61 с.

18. Фролова С.В. Особенности взаимодействия специалистов образовательной организации с родителями детей с ОВЗ // Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М.: МГППУ, 2017. – С. 450-455.

В большинстве случаев первые реакции на сообщение о нарушениях аналогичны реакциям на утрату. Для родителей встает картина, в которой уход и воспитание ребенка с ограничениями видится непосильной. Это, шок, попытка найти выход, оцепенение, отчаяние, страх, беспомощность, соматическая боль. Следующим этапом становится отрицание существующей ситуации – родители пытаются найти доказательство ошибки диагноза, подтверждение здоровья и нормативного развития своего ребенка, приводят доказательства себе и окружающим. Данный этап также богат эмоциями и чувствами. Это гнев, вина, горе, возмущение – все они могут подталкивать родителей к изоляции и депрессивному состоянию. Этап стремления к изоляции, горевания, говорит о переходе на следующий этап – постепенного принятия факта нарушений. Как и в ситуации с утратой, в некоторых случаях можно наблюдать «застревание» на одной из стадий или переходы на предыдущую стадию. Тем не менее, принятие существующей ситуации – залог дальнейшего личностного развития и родителей и ребенка. Принятие помогает снизить тревогу, чему способствует также получение объективной информации о существующем заболевании, о перспективах лечения, о стадиях его развития, об особенностях жизни с данным диагнозом и т.д. отсутствие информации усугубляет ситуацию и способствует росту тревоги и истощению родителей.