Формирование понятий "цена", "количество", "стоимость" и зависимостей между ними у учащихся 3 класса в процессе обучения математике
Введение
Актуальность. В начальной школе, по всем школьным предметам у учащихся формируется базовый понятийный словарь. Именно от того, насколько хорошо в этот школьный период учащиеся усвоили понятия и термины, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения в средней и старшей школе. Так как на последующих ступенях обучении этот словарь расширяется и усложняется. А это расширение возможно только при формировании чёткого понимания ключевых терминов и понятий в начальной школе. В рамках школьного курса математики это особенно важно, так как термины и понятия, изучаемые в начальном курсе математики затем нужны и для изучения математики на следующих ступенях образования, и для изучения смежных дисциплин (физика, химия и т.д.).
Такие понятия, как «цена», «стоимость», «количество» хоть и кажутся общепонятными, требуют тщательной работы для формирования понимания их значения и сути в младшем школьном возрасте. Эта работа должна быть системной и продуманной, а потому требует изучения особенностей своего методического построения.
Цель: изучение особенностей формирования понятий «Цена», «Количество», «Стоимость» и зависимостей между ними у учащихся 3 класса в процессе обучения математике.
Задачи:
1. Дать общую характеристику ключевых математических понятий;
2. Выявить особенности формирования понятий у младших школьников;
3. Определить специфику работы с понятиями на уроках математики в начальной школе;
4. Произвести анализ работы школы в области формирования ключевых математических понятий в начальной школе;
5. Описать формы, методы и технологии формирования понятий «цена», «количество» и «стоимость» на уроках математики в начальной школе;
6. Разработать методические рекомендации по оптимизации работы в области формирования понятий «цена», «количество» и «стоимость» на уроках математики в начальной школе.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы формирования ключевых математических понятий в курсе математики начальной школы 5
1.1Общая характеристика ключевых математических понятий 5
1.2Особенности формирования понятий у младших школьников 7
1.3 Специфика работы с понятиями на уроках математики в начальной школе 11
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятий «цена», «количество» и «стоимость» на уроках математики в начальной школе 18
2.1 Анализ работы школы в области формирования ключевых математических понятий в начальной школе 18
2.2 Формы, методы и технологии формирования понятий «цена», «количество» и «стоимость» на уроках математики в начальной школе 20
2.2 Методические рекомендации по оптимизации работы в области формирования понятий «цена», «количество» и «стоимость» на уроках математики в начальной школе 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Список использованной литературы
1. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.
2. Байгушева К.М. Компьютерный урок по математике //Начальная школа Казахстана. -№8- 2013. -С.4-9.
3. Библер В. С. Понятие как процесс // Вопросы философии.- 2015.- №9 -С. 47-57.
4. Болтянский В. Г. Использование логической символики при работе с определениями // Математика в школе.- 2019.- № 5. С.45-50.
5. Виноградова Л.П. Обучение решению задач // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Первое сентября, 2014.
6. Владимирцева С. А. Формирование геометрических понятий как систем взаимосвязанных суждений: Дис. канд. пед. наук М, 2018.- 125с.
7. Дразнин И.Е. О работе над определениями // Математика в школе.-2018.-№5.-С. 9-11.
8. Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Алматы, 2020. - С. 351-356.
9. Игнатьева, Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
10. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. Основные понятия современного школьного курса математики. М.: Просвещение, 1974. - 382 с.
11. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции.- 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
12. Левитас Г.Г. Об алгебраическом решении текстовых задач // Математика в школе. - 2012. - №8.
13. Медеубаева К. Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К. Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66.
14. Никитин В.В., Рупасов К.А. Определения математических понятий: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1983. - 150 с.
15. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.
16. Петров Ю.А. Методологические вопросы применения и развития научных понятий.- М.: Знание, 2018. - 64 с.
17. Петухова Л.И. О решении текстовых задач по математике // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Первое сентября, 2014.
18. Талипов У. К.. Сейтхалилов Э. А. Ключевые компетенции – новая оценка результатов образования// 12 – летнее образование. - № 12 – 2011. – с.10-20.
19. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики. - Алматы, 2013. - 521 c.
20. Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. - Челябинск, 2019. - 99 с.
21. Федорова, Е. И. Логическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности / Е. И. Федорова // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары, 2020. - С. 47- 49.
22. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1984.
23. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
24. Чаплыгин В.Ф. Некоторые методические соображения по решению текстовых задач // Математика в школе. - 2010. - №4.
25. Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016.
Математическое понятие обычно включает множество объектов, которые обозначаются одним термином. Например, понятие «треугольник» включает в себя все фигуры, являющиеся треугольниками. Содержанием понятия «треугольник» является совокупность всех существенных для треугольника свойств, а объемом – все множество треугольников, обладающих данными свойствами [5].
Таким образом, в рамках математики и её изучения в начальной школе, формирование понятий у детей протекает с некоторыми специфическими чертами, отличающими этот процесс от подобных, протекающих в рамках изучения иных школьных дисциплин. Педагогам следует помнить, что математика, в целом, является одним из самых сложных предметов для младших школьников, а потому работа в рамках формирования и развития понятийного аппарата помимо того, что должны быть системной, должна ещё быть крайне дозированной. Иначе, информация будет восприниматься большинством учащихся медленно и в неполном объёме. Понятия, изучаемые в начальной школе на уроках математики, являются, часто, крайне распространёнными для использования в обычной жизни. Это немного упрощает задачу учителя, так как многие термины изначально являются знакомыми для учащихся и формировать у них точное представление о них легче. При этом следует обязательно отслеживать возможное изначально неправильное понимание и представление о каких-то понятиях и исправлять эти неточности в учебном процессе. В целом, процесс формирования математических понятий – это процесс длительный и последовательный. В старшей и средней школе многие понятия формируются именно на базе тех ключевых понятий, которые рассматриваются и изучаются на уроках математики в начальной школе. Поэтому значение работы с понятиями в начальной школе на уроках математики крайне велико.