Первичная профилактика девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема проявления девиантного поведения значительно возросла. В настоящее время, мы можем наблюдать трансформационные изменения в обществе нашей страны, которые повлекли за собой кардинальные перемены в жизнедеятельности людей. Жизненный ритм человека ускорился, произошли изменения в условиях производственных процессов, а также увеличилось число экстремальных ситуаций в жизни и деятельности человека. Проявление девиантного поведения в социальной и профессиональной среде, на данный момент является «острой» не зависимо от сферы деятельности. На фоне этого можно подметить, что необходимость исследования причин возникновения девиаций становится невероятно актуальной в профессиональной области, особенно в профессиях считающихся стрессогенными. Одной из таких профессий считается служба в пенитенциарной системе. На человека, осуществляющего государственную службу в учреждении УИС, оказывает воздействие множество неблагоприятных факторов различного рода. На фоне постоянного эмоционального перенапряжения, хронической усталости, сопровождающихся различными соматическими нарушениями, у весьма обширной категории сотрудников УИС формируются различные типы девиантного поведения.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 теоретические основания профилактики девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы. 7
1.1 Концепций девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы 7
1.2. Причины девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы. 16
1.3. Формы девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы 23
Глава 2 Опытно – экспериментальная проверка программы первичной профилактики девиантного поведения, у сотрудников пенитенциарной системы 28
2.1. Возможности диагностирования девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы. 28
2.2. Анализ опыта профилактики девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы 37
2.3. Программа первичной профилактики девиантного поведения у сотрудников пенитенциарной системы. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 [Приказ № 251 ГУИН Минюста России от 9 июля 1999 г.]. – М. : ГУИН РФ. – 58 с 58
2 Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). /Под. ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.
3. Андреева И.А. Психологическая служба ГУВД в предупреждении самоубийств сотрудников//Материалы 3 съезда психологов. Спб. 2003. Т. 1. С. 138-141.
4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология: [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512 с, с.12
6. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1969.
7. Бардиер Г. Л. О понятии социальной помощи, ее объектах и субъектах / Социальный потенциал возрождения России сб. научно-практических и методических материалов под ред. Е. В. Иванова и Г. Л. Бардиер - СПб, 1997, с. 98- 100.
8. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С. А. Беличева. - М.: Ред.-изд. центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993. - 198 с. - Библиогр.: с.187-196.
10. Белослудцев В.И., Козюля В.Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. – с. 56-60.
11. Бережнова Н.Д. Теоретические, организационные и правовые основы функционирования психологических служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. Рязань, 2006. – 45 с.
12. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии - М.: Академический проект,2001. С. 50-52.
13. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. - Дисс. канд. псих. наук - М., 1998. – 204 с.
14. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Дисс. канд. псих. наук. Академия управления МВД России. М., 2004.
15. Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. – 96 с.
16. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. М., 1997.
17. Буданов А.В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. М., 1992
18. Буралчук Л. Ф., Морозов "С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наук. Думка, 1989.
19. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие.- М.: Изд-во "Ось 89", 2000.
20. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или истинное достоинство и здоровье. СПб: АО «Сфера», 1994.
21. Гилинский Я. И. ^"Отклоняющееся поведение" как социальное явление// Человек и общество// Ученые записки, вып. VIII. Под ред. А. С. Пашкова, изд-во Ленинградского университета, 1971, с. 113 118.
22. Гуревич П.С. Деструктивность. М., 1998
23. Данакин Н. С., Дятченко JI. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технологии их предупреждения. Белгор. центр соц. технол., Б. г., 1995.
24. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., 1996.
25. Зайченко С. Н. Программа психологической подготовки сотрудников подразделений УИН Минюста России по г. Москве на 2001 год. – Москва, 2000 г.
26. Змановская Е.В. - Девиантология (психология отклоняющегося поведения) - М. «Академия», 2003 – 288 с.
27. Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС // Развитие личности, 2002. - № 4. - С. 169–173.
28. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. — М., 2000.
29. Ковтун В.Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний:
30. Колесников А.А., Колос И.В., Белов Ю.А. Профилактика суицидального поведения у сотрудников ОВД МВД России. Методическое пособие. М., 1995
31. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. 2003
32. Конрад Лоренц. Агрессия . «АГРЕССИЯ»: ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРОГРЕСС»; МОСКВА; 1994.
33. Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : [утв. Правит. РФ 4 авг. 2011 г. : по состоянию на 15 мая 2017 г.] / [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_130609 / ?frame=2.
34. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. – Новосибирск : Наука, 1990. – 178 с.
35. Медведев В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. Дисс. канд. псих. наук. М., 1999.
36. Методическое пособие «Социально-психологические и служебные факторы суицидального поведения у сотрудников УИС». МПЛ ГУИН МЮ РФ по Свердловской области. Екатеринбург, 2003.
37. Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. М., 1999. 232 с.
38. Наприс, А. В. Пенитенциарная психология: учебное пособие / А. В. Наприс, В. М. Поздняков. – Рязань : РГУ, 1999. – 346 с.
39. Организация и методы работы психолога учреждения с сотрудниками, состоящими на профилактическом учете. Методические рекомендации УИН МЮ РФ по Архангельской области / Психологическое обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы МЮ РФ. Сборник материалов положительного опыта /под общей ред. Ю.И. Калинина. – М.: НИИ УИС МЮ РФ, 2004. С. 116-156.
40. Основы психокоррекционной работы в ИТУ / Под ред. А. И. Ушатикова. – Рязань : УЦ МВД РФ, 1995. – 134 с.
41. П.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: "Социальное здоровье России", 1993.
42. Пестриков, Д. В. Практикум по правовой превентивной психологии. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева. – Рязань : Федеральная служба исполнения наказаний, 2010. – 136 с.
43. Петров В. Е. Психологические аспекты совместимости сотрудников полиции в профессиональной деятельности: учеб . пособие. М., 2013. 55 с.
44. Подкидышев Д. Задачи инспекций по личному составу в укреплении служебной дисциплины и законности. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. - №7 - с. 9.
45. Позднышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923.
46. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
47. Практическое пособие по психодиагностике причин суицидального поведения сотрудников УИС. МПЛ ГУИН МЮ РФ по Свердловской области. Екатеринбург, 2003.
48. Профилактика профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Программа тренинга. МПЛ, УИН Минюста России по владимирской области. Владимир, 2003.
49. Профилактика разрешения конфликтных ситуаций среди сотрудников УИС. Программа тренинга. МПЛ, УИН Минюста России по Владимирской области. Владимир, 2003.
50. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Владимир, 2001
51. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т.И. Короткиной. - СПб. : СПбГУП, 2016. - 116 с.
52. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. – М. : Закон, 1998. – 218 с.
53. Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1998
54. Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. – стр. 3-8.
55. совершенствовании правового регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы : офиц. текст
56. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, издательство «Советская энциклопедия» - М., 1981. – 1599 с.
57. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности и личности сотрудников пенитенциарных учреждений. - Рязань, РИПЭ МВД РФ, 1999.
58. Ушатиков А.И., Козак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 1998.э
59. Ушатиков А.И., Козак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001
60. Ушатиков А.И., Козак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Рязань, 1999.
61. Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М., 2001. – 384 с.
62. Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.
63. Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Сотрудники уголовно - исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия. // Развитие личности, 2003, №3. С. 133-144.
64. Цветков В.Л., Божко Н.В. Конфликт как неотъемлемая часть жизнедеятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010 . № 1(40) .С. 51-54.
65. Цветков В.Л., Танов А.М. Руководитель и подчиненный: проблемы взаимоотношений в контексте стиля общения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 . № 2(53). С. 3-4.
66. Чезаре Ломброзо: Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Ч. Л. Ломброзо - ИНФРА-М, 2019 г.
67. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология / Ю. В. Чуфаровский. – М. : Юрпресс, 1998. – 346 с.
68. Шейнов В. Управление конфликтами.- «Питер», 2014.
Ответы первых двух категорий «Agg» и «Dir» показатели снизились это указывает на то, что снизился фактор вероятность проявления агрессии в открытом поведении. Данные сотрудники стали более внимательны к просьбам других сотрудников стали «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Зависимость (Dep) снизился процент сотрудников 15% (35%) сотрудников ищут помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данной случаи от благожелательного отношения других людей, от их желания и помощи. Как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение. Активные безличные ответы 45% (25%) (Act) и 15% (20%) Пассивные безличные ответы (Pas) свидетельствует о повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для него нейтральными. Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл.