Роль и место электронного письма на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире коммуникация посредством письма играет важную роль, поскольку она является наиболее удобным и быстрым способом обмена информацией. Особенно важно выделить электронные способы общения, такие как переписка через социальные сети или мессенджеры, а также электронную почту. Возникновение электронной связи стало для человечества новым шагом на пути к техническому и интеллектуальному развитию.
Электронная связь является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры любого общества, способствующая укреплению социальных институтов. Письмо обладает своими нормами оформления, содержания и стиля, что важно учитывать, опираясь на его цели.
Актуальность исследования заключается в том, что в средней школе на старшем этапе обучения электронная переписка приобретает особенную значимость, поскольку возрастной особенностью обучающихся на данном этапе становится активное общение со сверстниками на интимно-личностные темы. Важно обучить подростков не только нормам письма, но и воспитать в них ценности дружбы, уважения к близким, вежливости по отношению к окружающим.
Объектами данного исследования стали современные романы, написанные в эпистолярном стиле: Рейнбоу Рауэлла «Верность» (2016), Джона Харвуда «Призрак автора» (2004), Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» (1985), Сесилии Ахерн «Не верю. Не надеюсь. Люблю» (2004), Тома Поллока «Поток эмоций» (2020).
Оглавление
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Особенности жанра эпистолярного романа 7
1.1 Классические образцы англоязычного эпистолярного романа 7
1.2 Отражение эволюции современного письма в современном эпистолярном англоязычном романе 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.............................................................................27
Глава 2. Письмо другу как бумажная и цифровая разновидность эпистолярного жанра 27
2.1 Форма и стиль английского неформального письма 27
2.2 Роль и место писательской компетенции на уроках иностранного языка в средней школе 31
2.3 Фрагмент урока обучения электронному письму на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе на основе романа Джона Харвурда «Призрак автора» ......................................................................................................39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.............................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
Список использованных источников.......................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев М.П. Честерфилд и его «Письма к сыну». – М.: Наука, 1978. – 327 с.
2. Алилова Д.Г. Томас Грей: поэт и исследователь английского стихосложения. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 162 с.
3. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М.: Худ. лит., 1986. – 544 с.
4. Атарова К.Н. Искусство путешествовать // От факта к вымыслу. – М.: Радуга, 1987. – 400 с.
5. Булохов В.Я. Писательская компетенция учащихся. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. – 256 с.
6. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М: Академия, 2006. – 336 с.
7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – Том 1. – 1222 с.
8. Зуляр Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе. Иркутск: Оттиск, 2006. – 405 с.
9. Кожевникова А.Г. Межличностная онлайн-коммуникация цифровых кочевников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://connect-universum.tsu.ru/blog/cuj2015/1073.html
10. Кузнецов С.А. Большой современный толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 1998. – 1534 с.
11. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. – М.: Книга, 1986. – 286 с.
12. Прево А., Манон Леско, Шодерло де Лакло. Опасные связи. М.: Художественная литература, 1967. – 528 с.
13. Рейнбоу Р. Верность. М.: Литагент Аттикус, 2016. – 300 с.
14. Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М.: Художественная литература, 1968. – 776 с.
15. Сарафанова А.А. Классическая форма эпистолярного романа и ее трансформация в XX веке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/107/sarafanova_107_159_165.pdf
16. Сидорченко Л.В. Эпистолярное наследие Алексанра Поупа // «Лирическая проза» в зарубежных литературах. – СПб.: СПГУ, 1993. – 179 с.
17. Тесцов С.В. Развитие эпистолярного жанра в английской литературе эпохи просвещения // Вестник СВФУ. – Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова. –2018. – № 5 (67). – 2018. – С. 107-115.
18. Тесцов С.В. Гораций Уолпол – ученый, литератор и коллекционер // Основные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Волгоград, 2015. – Выпуск II. – С. 37-39.
19. Тесцов С.В. Литературные портреты современников в письмах Г. Уолпола // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2015. – № 6. – часть V. – С. 107-110.
20. Тесцов С.В. Нравственные проблемы в письмах Г. Уолпола // Филология и образование: 80 лет развития русской словесности в Республике Саха. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. – С. 277-280.
21. Тесцов С.В. Проблемы английской живописи в переписке Г. Уолпола // Научные исследования: от теории к практике. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. – № 4 - 2 (10). – С. 81-85.
22. Тесцов С.В. Проблемы культурной жизни Европы XVIII в. в переписке Г. Уолпола // Фундаментальные и прикладные научные исследования. – М.: РИО ЕФИР, 2015. – С. 144-147.
23. Тесцов С.В. Философия английского Просвещения и эстетические искания Г. Уолпола // Русский язык и классическая литература в поликультурной среде. – Якутск: СВФУ, 2013. – С. 176-179.
24. Харвуд Д. Призрак автора. – М.: Книжный клуб 36.6, 2005. – 320 с.
25. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. – СПб.: Лимбус Пресс, 2000. – 464 с.
26. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. – М.: Худ. лит., 1981. – 687 с.
27. Ahern С. Love, Rosie. – NY: Hyperion, 2005. – 443 p.
28. Black F.G. The Epistolary Novel in the Late Eighteenth Century (Studies in Literature and Philology). –Оregon: Univ. of Oregon Press. –1940. – No.2. –184 p.
29. Card O.S. Ender’s Game. – NY: Tom Doherty Associates, 1994. –352 p.
30. Irving W.H. The Providence of Wit in the English Letter Writers. – Durham: North Carolina, 1955. – 359 p.
31. Johnson S. Selected Letters of Samuel Johnson. – Oxford: Oxford univ. press, 1925. – 268 p.
32. McKillop A.D. Epistolary Technique in Richardson’s Novels // Samuel Richardson: A Collection of Critical Essays. – N.J: Prentice-Hall, 1969. – P. 139-145.
33. Richardson S. Clarissa; or, the History of a Young Lady // Collection of British Authors. – Leipzig: Bernhard Tauchnitz. –1862. – Vol. 595. – 442 p.
34. Lytton Sells A.L. Thomas Gray. His Life and Works. – London: Allen and Unwin, 1980. – 293 p.
35. Pollock.T. Heartstream. – L: Walker Books, 2019. –165 p.
36. Townshend D. The Aestetics of Ruin // Writing Britan`s Ruins. – London: The British Library, 2017 – 304 p.
В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой письмо определяется как «бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств» [7]. В наши дни письмо возрождается в электронном виде, что позволяет говорить о возникновении электронного эпистолярного жанра, который успешно используется современными писателями.
Необходимо отметить, что на протяжении XX века письмо, как процесс, серьезно изменилось. Прежде частная переписка была особенно популярна, но со временем ее важность резко ослабела, в то время как жанр делового письма стал отдельной учебной дисциплиной, приравниваемой к науке. В повседневной жизни электронные письма являются, прежде всего, важными информационными сообщениями, а чувства и размышления тех, кто ихотправляет, занимают в них второе место. С годами сформировалась целая система этикетных формул, типичных разговорных оборотов и кратких конструкций, которые принято использовать в письмах. Существуют особые правила заполнения формы письма, что по сей день соблюдается в произведениях, которые мы читаем. В структуре художественного письма выделяют зачин, информационную часть и концовку. В зависимости от типа письма, его структура включает в себя разные виды зачинов, которые определяются степенью стандартизированности письма. Так, по сравнению с дружеским письмом, в деловом письме самый высокий уровень унифицированности.