Система нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского

Цель курсовой работы: изучить систему нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского и провести опытную работу по теме исследования
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.02.2023
Объем файла
93 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования
Педагогическое наследие Василия Сухомлинского – богатство нашего народа. Каждое поколение педагогов обращается к ней как к источнику опыта и вдохновения, она воплощает в себе проверенные практикой педагогические идеи, находки и рекомендации, которые не теряют актуальности и сегодня. Особенно ценны литературные произведения педагога и писателя в морально-этическом воспитании детей школьного возраста, ведь темы, затронутые в этих рассказах и сказках, доступны для детского понимания. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Данная задача может быть успешно решена путем применения в педагогической практике наследия В. А. Сухомлинского.

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Особенности системы нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского ………………….

1.1. Анализ педагогического наследия В.А. Сухомлинского 6

1.2.  Цель, задачи и содержание нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского …………………………………

1.3. Формы, методы и приёмы нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского 15

Глава 2. Опытная работа по использованию системы нрав-ственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского 19

2.1. Диагностика уровня знаний классных руководителей о си-стеме нравственного воспитания школьников по В.А. Сухом-линскому и использование ими ее в своей работе 19

2.2. Методические рекомендации для классных руководителей по использованию системы нравственного воспитания В.А. Су-хомлинского в современной школе 28

Заключение 33

Библиографический список 35

 

Библиографический список

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 10.05.2022)

2. Ахияров, К.Ш. В. А. Сухомлинский  – выдающийся советский педагог, гуманист, патриот: Посвящается 100-летию со дня рождения / К. Ш. Ахияров. – Уфа: башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2020. –110 с.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1988. - 269, [2] с

4. Михалева, Е. С. Ценности современного поколения, или как вложить в детские души нравственные достоинства педагогического наследия В. А. Сухомлинского /Е. С. Михалева // Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Оренбург, 02 сентября 2020 года. – Оренбург: Без издательства, 2021. – С. 64-68.

5. Аллагулов, А. М. В. А. Сухомлинский о нравственном воспитании школьников / А. М. Аллагулов // Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Оренбург, 02 сентября 2020 года. – Оренбург: Без издательства, 2021. – С. 24-31.

6. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив в теории и практике В. А. Сухомлинского [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: https://helpiks.org/7-34267.html (Дата обращения: 10.05.2022) 

7. Грохольская, О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В. А. Су-хомлинского / О. Г. Грохольская // История и педагогика естествозна-ния. – 2018. –№3. –С. 48-51.

8. Богуславский, М. В. Непреходящее значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского / М. В. Богуславский // Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Оренбург, 02 сентября 2020 года. – Оренбург: Без издательства, 2021. – С. 32-37.

9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангуловой. - 3-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 1979. - 336 с.

10. Русских Г.А. Особенности педагогической системы воспитания В. А. Сухомлинского // Педагогическое искусство. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-sistemy-vospitaniya-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 10.05.2022).

11. Ганьшина Галина Васильевна.  Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. №1 (1). 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-idei-pedagogiki-sotrudnichestva-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 10.05.2022).

12. Витольник, В. Н. В. А. Сухомлинский и проблемы нравственного воспитания / В. Н. Витольник, Г. А. Витольник // Вопросы педагогики. – 2021. – №5-2. ‒ С. 45-48.

13. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/7734045/page:34/ (Дата обращения: 10.05.2022)

14. Смолонский Сергей Игоревич Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-pedagogicheskom-nasledii-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 10.05.2022).

15. Выступление на педсовете. В.А. Сухомлинский о нравственном воспитании [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedsovete-vasuhomlinskiy-o-nravstvennom-vospitanii-871176.html (Дата обращения: 10.05.2022)

16. Педагогика: изучаю, сдаю экзамен. Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: http://vaniorolap.narod.ru/theme8.html#:~:text=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%2D%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8,%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2C%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

(Дата обращения: 10.05.2022)

17. Сухомлинский В. А. Письма к сыну : книга для учащихся / В. А. Сухомлинский. - Изд. 2-е. - Москва : Просвещение, 1987. - 120,[2] с.

В системе нравственного воспитания В. А. Сухомлинского наиболь-шую роль играют именно дела. Это связано с тем, что Сухомлинский воспитывал школьников как будущих тружеников, созидателей коммунистического общества. Он рассматривал детей не как пассивные объекты воспитательной деятельности, а как самостоятельных личностей. Поэтому для него было важно, чтобы дети учились занимать активную жизненную позицию. В то же время педагог подчеркивал, что «очень важно не превращать добрые чувства и добрые дела в показные "мероприятия". Как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту - таких требований надо придерживаться в воспитательной работе» [2]. Для Сухомлинского было важно, чтобы школьники сами учились видеть, где нужна их помощь и участие, учились делать добрые дела без указания наставника.
Например, в книге «Рождение гражданина» Сухомлинский рассказывает, как однажды он устроил встречу детей с пожилой женщиной, потерявшей всю свою семью в Великой отечественной войне. Он рассказал школьникам о нелегкой судьбе женщины, и в детских сердцах пробудилось желание помочь ей. Дети посадили фруктовые деревья на ее дворе, летом поливали ее сад, помогали ей собирать урожай. Когда дети учились в 7 классе, женщина умерла. Это стало большим горем для школьников [2].