Теоретические основы проблемы проектирования инновационной деятельности ДОО по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма и гражданственности уже с дошкольного возраста приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Современные исследователи отмечают, что патриотизм как личностное образование, отражается в трех сферах:
— когнитивной, предполагающей наличие знаний об истории и культуре своей Родины;
— эмоционально-чувственной, представленной интересами, потребностями и мотивами;
— поведенческой, проявляющейся в разнообразных способах деятельности, отражающих отношение человека к своей Родине.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, что находит отражение в законодательных, нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», законе Пермского края от 02.06.2018 г. N 229-ПК «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, проживающих на территории Пермского края», в законе «Об образовании Российской Федерации» в главе 2 статье 20 и пр. В Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования определены задачи приобщения детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Содержание и задачи формирования основ патриотизма раскрываются в современных программах для ДОО, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. Сущность и педагогические аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2. Проектирование образовательного процесса ДОО в условиях инновационной деятельности. 16
1.3. Анализ педагогических инноваций в области патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антропова В.А. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.05. – Москва, 2013. – 193с.
2. Бедерханова, В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. О необходимости проектирования саморазвития наряду с проектированием процессов и систем //Развитие личности.-2000.-№1.-24-36 с.
3. Бедерханова, В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. О необходимости проектирования саморазвития наряду с проектированием процессов и систем //Развитие личности. - 2000. -№1. - C. 24-36.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
5. Бех Л.В. Проектная деятельность работников ДОУ в процессе повышения квалификации // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - N4 - С.58-62.
6. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. - 2006. - №3. - С. 94-96.
7. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7. – С. 76-83.
8. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений: для работы с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 110 с.
9. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
10. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель. - 2009. - N 6. - С. 32-33.
11. Гладкова Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
12. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.
13. Гончарова Е.В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: учебно–метод. пособие. – Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2013. – 126 с.
14. Григорьева, Ю.С. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: методическая разработка/ Ю.Г. Григорьева; Перм. гос. пед. ун- т. – Пермь, 2011. – 100 с.
15. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. – Казань: Казанский ГТУ, 2004. – 212 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа / под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2019. – 528 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, - СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
18. Дыбина, О.В. Аксиологический подход к понятию «ценности» // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всерос. науч.- практ. конф. 30–31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 22-28.
19. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. – С. 20-24.
20. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дет. - М.: Школьная пресса, 2010. – 63 с.
21. Ивановская Л.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - N 12. - С. 22-24.
22. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
23. Коломийченко Л.В. Дорогою добра.– Пермь:ПГПУ, 2015. – 160 с.
24. Коломийченко Л.В. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития: моногр./ Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н. Худякова и др.; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск, 2014. – 269 с.
25. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования. Дисс. … докт. пед. наук. Пермь, 2008.
26. Коломийченко Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2006. - №3. – С. 21-35.
27. Коломийченко, Л.В. Условия социального развития ребенка в культурологической парадигме образования /Л.В. Коломийченко// Научно- методический сборник статей преподавателей ВУЗов, учителей. – Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2007. – 160 с.
28. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
29. Кравцова И.Б. Проектная деятельность детей дошкольного возраста //Дополнительное образование и воспитание.- 2010.- N 11.- С. 16-18.
30. Крамаренко О.К. Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 12. - С. 46-51.
31. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.
32. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 11–21.
33. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
34. Мамутова Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Новгород, 1998. - 168 c.
35. Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. — М.: «Айрис пресс», 2012.
36. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 [Электронный ресурс] / Законодательная база Российской Федерации. – Режим доступа: https://zakonbase.ru/content/part/1293590
37. От рождения до школы/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика – Синтез. 2014. – 368 с.
38. Патронова И. Проектный метод // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. – С. 45-48.
39. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.
40. Поташник М.М. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. – 1994. – №5. – С. 27– 32.
41. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.
42. Поташник М.М..Управление развитием образовательного учреждения// Педагогика. 1995. №2.
43. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
44. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
45. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.
46. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
47. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
48. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Это чувства, которые лежат в основе патриотизма. Чтобы достигнуть определенного результата патриотическом воспитании используются новейшие методики и технологии. Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. В настоящее время дошкольные учреждения реализуют инновационные проекты в соответствии с приоритетными направлениями воспитания и образования.
В МБДОУ «Детский сад №52» г. Белгород, Белгородская область осуществляется инновационная деятельность по теме: «Воспитание семейных ценностей у дошкольников посредством разработки практических кейсов на основе литературных произведений» под руководством Семыкиной Елены Васильевны. За период инновационной деятельности педагоги разработали кейсы на основе коротких рассказов В. Осеевой: «Печенье», «Лекарство», «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее», «Сыновья», «Что легче?» и т. д. В ходе реализации проекта инновационной деятельности в детском саду была обоснована актуальность изучаемой проблемы. Участники опытной педагогической площадки создали план руководства и методику использования кейсов в образовательном процессе.