Углублённое изучение фонетики русского языка в 7-8 классах: опыт разработки интерактивных презентаций
Введение
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей.
Этих целей невозможно добиться без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающегося процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий.
Переделать актуальность
Использование интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы является актуальным направлением в методике, которое требует новых подходов и нестандартных решений.
Средством для создания интерактивных презентаций послужили программа PowerPoint и сайт Canva (https://www.canva.com/).
Объектом данного исследования является методика проведения уроков русского языка
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические основания исследования6
1.1. Особенности углублённого изучения фонетики русского языка в 7-8 классах6
1.2. Использование ИКТ на уроках русского языка12
1.3. Интерактивная презентация как форма ИКТ16
Глава 2. Опыт разработки интерактивных презентаций22
2.1. Анализ теоретического и практического материала по фонетике в учебных программах по русскому языку22
2.2. Содержание разработанных интерактивных презентаций30
2.3. Методические рекомендации по применению интерактивных презентаций40
Заключение43
Список использованной литературы44
Приложение 150
Приложение 250
Приложение 351
Приложение 451
Список использованной литературы
Аккозина, А. Э. Исторический комментарий фактов современного русского языка в средней школе / А. Э. Аккозина // Актуальные проблемы филологии. – 2021. – № 23. – С. 15–24.
Аметова, Э.К. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 04.05.2022).
Антонова, В.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей учащихся при освоении фразеологических единиц на уроках русского языка в 6-х классах // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XI / Ответ. ред. В.А. Коханова. – М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2013. – С. 237- 240.
Баранова, Н. А. Изучение раздела "Морфемика и словообразование" в углубленном курсе русского языка в 5 классе / Н. А. Баранова // Естественно–гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(7). – С. 49–54.
Ладыгина, О. А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе / О. А. Ладыгина // Вестник Карагандинской академии Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. Баримбека Бейсенова. – 2016. – № 3. – С. 58-61.
Гринченко, Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании: основные понятия / Н. А. Гринченко, Т. С. Колодний // Развитие образования. – 2020. – № 3(9). – С. 40-44.
Вертилецкая, И.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка в школе // Вестник Марийского государственного университета. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 10.05.2022).
Казыгулова, А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / А. Т. Казыгулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8
Преимуществами использования интерактивных методов на уроках русского языка, по мнению Э.К. Аметовой, являются:
привлечения всех школьников к учебному процессу;
предоставление возможности каждому обучающемуся понять, что он знает и думает, и рефлексировать по этому поводу;
выработка жизненных ценностей;
создание в классе атмосферы сотрудничества;
развитие коммуникативных качеств и способностей обучающихся;
создание комфортных условий обучения, вызывающие у каждого школьника ощущение успешности [Аметова, с. 20].
В своём учебном пособии «Интерактивные формы обучения» А.Л. Колзина выделяет два подхода к пониманию интерактивных форм:
Интерактивное бескомпьютерное обучение
К технологиях бескомпьютерного обучения автор относит: дидактические игры; эвристическую беседу; мозговой штурм; интерактивную лекцию; кейс-метод; метод Портфолио; метод проектов; методику «Дерево решений»; методику «Попс-формула» и др.Интерактивное