Формирование джазового вокала у эстрадных исполнителей на примере развития джазовой музыки XX века
ВВЕДЕНИЕ
Современное джазовое вокальное искусство эстрады представлено огромным стилевым и жанровым разнообразием, где главнейшим критерием выступает ритмика и импровизация, представленная варьированием мелодии или же полноценным соло в джазовом стандарте. Являясь одним из важнейших принципов эстрадного вокала, а также главнейшим показателем мастерства, навык владения джазовой импровизацией способствует не только раскрытию творческих способностей исполнителя, но и использованию разнообразных индивидуальных возможностей, в числе которых мелодизм, характерные штрихи и ритмические тонкости, фразировка и пр. Таким образом, актуальность исследования определена необходимостью глубокого изучения методических вопросов избранной проблематики, расширения и совершенствование знаний в области вопроса формирования джазовых приёмов у эстрадных исполнителей на примере развития джазовой музыки XX века.
Степень разработанности проблемы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Развитие джазовой музыки XX века в теоретическом аспекте исследования ……………………………….…………………………………… 7
1.1. Стилистические особенности джазового вокала………………..….. 7
1.2. Импровизация как основа мастерства джазовых исполнителей: сущность и специфика понятия……………………………………………........ 10
ГЛАВА 2. Джазовая музыка ХХ века в методическом контексте…………… 13
2.1. Педагогические условия развития индивидуальных стилевых навыков джазового исполнения………………………………….…................... 13
2.2. Формирование джазовых приёмов эстрадных исполнителей: методические подходы………………………………………………………....... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….… 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…. 23
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….... 28
Приложение 1…………………………………………………………………..… 28
Приложение 2…………………………………………………………………..… 31
Приложение 3…………………………………………………………………..… 32
Приложение 4…………………………………………………………………..… 33
Приложение 5…………………………………………………………………..… 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин, Э. Б. Музыкальное образование как объект научного исследования / Э. Б. Абдулин. – М.: Гном, 2012. – 144 с.
2. Баташёв, А. Советский джаз. Проблемы, события, мастера / сост. А. Медведев, О. Медведева. – М : Советский композитор, 1987. – 592 с.
3. Барбан, Е. С. Джазовые диалоги издательство / Е. С. Барбан. – СПб.: Композитор, 2006. – 304 с.
4. Барвинская, Е. М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки : диссертация на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Барвинская Е. М. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2009. – 208 с.
5. Будницкая, Т. А. Принципы работы вокалиста над джазовым репертуаром. – Журнал «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения», № 9, 2015 – 8 с.
6. Верменич, Ю. Т. Джаз: История. Стили. Мастера / Ю. Т. Верменич. – 3-е изд., стер. – СПб : Планета музыки, 2011. – 608 с.
7. Гарсия, Н. Новый вокальный курс. Практическое руководство по созданию и совершенствованию техники эстрадно-джазового певческого голоса / Н. Гарсия. – М., 2001.
8. Дощечко, Н. А. Гармония в джазовой и эстрадной музыке : учеб. пособ. / Н. А. Дощечко. – М. : Б. и., 1983. – 41 с.
9. Дрожжина, Н. Теоретико-методические основы эстрадно-джазового пения : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н. Дрожжина. – Х. : Майдан, 2010. – 142 с.
10. Емельянов, В. В. Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. – М., 2006. – 342 с.
11. Зайцева, А.С. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусства / А. С. Зайцева // Вестник МГУКИ. – № 5. – 2012. – С. 167– 171.
12. Зайцева, А. С. Содержание и структура образовательной модели обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения / А. С. Зайцева // Вестник МГУКИ. – № 1. – 2012. – С. 176-179.
13. Карагичева, И. Э. Эстрадно-джазовое сольфеджио / И. Э. Кара
Интересно, что мнения разных исследователей касательно трактовки понятия «импровизация» отличаются, к примеру, многие западноевропейские учёные определяют её в качестве одной из форм композиционного процесса, а российский музыковед В. Медушевский полностью опровергает данную теорию, утверждая, что импровизация представляет собой совершенную противоположность композиции [30]. Г. Риман, впервые предложивший этот термин, отметил самостоятельность импровизации как отдельного художественного феномена, подразумевающего сочинение музыки непосредственно во время выступления – данная трактовка считается базовой, ведь именно она легла в основу всех определений понятия «импровизация».
Таким образом, указанные выше основные виды импровизации характеризуются наличием множества ответвлений, затрагивающих в конечном результате практически все жизненные аспекты человека. Будучи свойственным человеку по природе, данный художественный