Формы внеклассной работы по математике как средство развития логического мышления младших школьников
Введение
В младшем школьном возрасте учащиеся располагают существенными резервами развития. В данном возрасте у детей начинается перестройка всех их познавательных процессов. Поэтому именно младший школьный возраст является самым продуктивным для развития логического мышления.
Работа по развитию логического мышления в начальных классах имеет особую важность, что подчеркивается и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Начало обучения подразумевает становление мышления центром психического развития ребенка и определяющим в системе других психических функций, которые под влиянием мышления приобретают произвольный характер. Следовательно, в младшем школьном возрасте следует проводить комплексную, целенаправленную работу по формированию и развитию у детей основ логического мышления, обучению их приемам мыслительных операций. При этом очень важно, чтобы развитие логического мышления осуществлялось комплексно и систематически, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, с использованием различных форм и методов, доступных для детей младшего школьного возраста и адекватных уровню их интеллектуального развития.
Следует заметить, что математика является одним из тех учебных предметов, на которые падает основная нагрузка по развитию логического мышления, поэтому очень важно, чтобы это развитие осуществлялось в рамках данной учебной дисциплины максимально эффективно, включая и внеурочную деятельность, что и предопределяет актуальность данного исследования.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.………………………………………………… 6
1.1. Историко-философский аспект развития логического мышления младших школьников.……………………………………........................... 6
1.2. Логическое мышление. Особенности развития логического мышления младших школьников по математике…………………….….. 11
Глава 2. Формы внеурочной работы по математике как средство развития логического мышления младших школьников……………….. 18
2.1. Внеурочная работа. Формы внеурочной работы по математике и их особенности……………………………………………………………... 18
2.2. Методика проведения занятий по математике с использованием различных форм во внеурочной деятельности………………………….. 30
2.3. Влияние форм внеурочных занятий на развитие логического мышления младших школьников…………………………………………. 34
Глава 3. Описание практического опыта по внедрению форм внеурочной работы……………………………………………………….… 45
Список литературы не найден
Мышление является важнейшим отличительным признаком, выделяющим человека из семьи высшего уровня развития животного мира. Одновременно это очень сложное социально-психологическое образование, которое сформировалось в человеке в процессе эволюции животных, а также труда и взаимодействия (общения) представителей рода человеческого. Мышление как феномен, выражающий функционирование сознания человека, осуществляющий познание объективного мира на теоретическом уровне, является традиционным предметом философствования и существует в таком качестве с момента возникновения философии как таковой. Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках очень ранних философских воззрений и привело к вычленению его из общей совокупности психических процессов. Уже в античной философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Так, Парменид и Гераклит различали в результатах мышления мнение как выражение обыденного сознания и истину как независимое от особенностей человека постижение всеобщих законов мироздания. Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления. Сократ в контексте девиза «познай самого себя» пришел к выводу, что мышление есть средство, позволяющее человеку перейти от смутных и неопределенных представлений о реальности к достижению прочного, надежного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ обосновал мысль, что мышление непосредственно связано с общением [12].