Возможности театральной студии в формировании адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам зависят от самооценки. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности.
Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. [9]
В качестве наиболее сенситивного периода формирования адекватной самооценки ребенка выступает младший школьный возраст. Именно в этот период активно развивается самосознание ребенка, осознание им собственных мотивов действий и поведения, а также потребностей. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста выступает одной из ведущих воспитательно-образовательных задач школы.
Проблеме формирования самооценки посвящено достаточно много исследований. Теоретические и практические аспекты изучения данной темы отражены в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов (Л. И. Божович, В. И. Долгова, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Л. И. Чернышова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, К. О. Роджерс ).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………..…. 8
1.1 Изучение проблемы формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможности театральной студии в формировании адекватной самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..… 14
1.3. Изучение педагогического опыта формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте…………………………………………………….………. 20
Выводы по первой главе……………………………………………...…………………... 24
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ……………………………………………….. 27
2.1 Выявление и учет актуального уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников………………………………………………………. 27
2.2 Использование разнообразных методов и приемов, направленных на формирование адекватной самооценки, при разработке и проведении занятий в театральной студии…………………………………………………..…………………… 34
2.3 Взаимодействие руководителя театральной студии с другими субъектами воспитательно-образовательного процесса по формированию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте………………………………….…………. 42
Выводы по второй главе………………………………………………...………………... 46
Не найдено
Пухтаевич Л.Г. в своей статье доказывала актуальность данной проблемы, проанализировав свой опыт и педагогический опыт других учителей. Она предлагает следующие рекомендации. «Чтобы существенно повысить самооценку младшего школьника необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера)». «Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно справляется с каким-либо заданием, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить». «Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать повышению адекватной самооценки ребёнка».