Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена отмечаемым в последнее десятилетие ростом численности детей с нарушениями речевого развития. Констатируют этот факт и врачи, и логопеды, и дефектологи, и педагоги и психологи. Несомненно, современное российское общество формирует определённый уровень толерантности к детям с проблемами не только интеллектуального, но и речевого развития. Между тем, в жизни старшего дошкольника общение является наиважнейшим и неотъемлемым условием не только формирования личностного развития, но и в дальнейшем успешного обучения в школе, и развития общественных качеств его личности, способствующих благоприятной адаптации в социуме. В процессе общения формируются не только коммуникативные навыки, но и чувства и эмоции ребенка, происходит в целом личностное развитие. Совершенствуются в процессе общения интеллектуальные умения, обогащаются представления о самом себе и о других людях, развивается самосознание, стабилизируется самооценка, формируются навыки нормативного поведения. Именно общение является важнейшим условием психологического развития практически любого ребенка дошкольного возраста, осуществляется общение с применением коммуникативных средств. Коммуникативные навыки необходимы ребенку для построения межличностных и социальных взаимодействий, качество взаимоотношений с другими, степень доброжелательности к окружающим и его эмоциональное благополучие ребенка также определяются коммуникативными навыкам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков детей с ОНР 13
1.3. Средства развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 29
2.1. Организация исследования уровня развития коммуникативных умений детей с ОНР, этапы и описание диагностических методик 29
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования коммуникативных навыков детей с ОНР до развивающей работы 35
Выводы по 2 главе 44
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 46
3.1. Результаты исследования уровней развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР до и после развивающей работы 46
3.2. Оценка эффективности проведенной программы по развитию коммуникативных навыков детей с ОНР 59
Список литературы не найден
И, таким образом, изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, Л.Н. Смирнова пришла к заключению о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей по мнению исследователя снижают потребности в общении что приводит к несформированности форм диалогической и монологической речи и отражается на особенностях поведения [58]. Проведенный анализ показывает, что при организации коррекционно-развивающей работы с этими детьми, решающими факторами становления общения и формирования коммуникативных навыков ребенка является взаимодействие ребенка со взрослыми. И только доброжелательное отношение к нему взрослых как к полноценной личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. А специфические черты общего и речевого поведения могут ограничить контактность этих детей, снизить их психическую активность. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность доступных языковых средств, наличие особого звуко-жестового и мимического комплекса, используемого детьми, своеобразные трудности, возникающие при переходе к словесному общению и формировании коммуникативных умений.