Развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
Введение
Эмоционально-волевая сфера детей с расстройствами аутистического спектра на протяжении многих лет была актуальной в сферах педагогических и психологических наук. Многие отечественные и зарубежные ученые занимались ее изучением, которое непрерывно продолжается и до сих пор.
Существует немало нарушений эмоционально-волевой сферы. Их можно объединить в обширную группу, характеризующуюся клиническими проявлениями и психолого-педагогическими особенностями. Одним из таких нарушений считается синдром раннего детского аутизм. Он, однако, идет как граничащий с другими расстройствами, например, с интеллектуальными нарушениями, но в первые месяцы жизни малыша РДА занимает главенствующее место среди симптомов, которые можно описать в клинической картине.
В некоторых случаях бывает проблематично поставить диагноз «ранний детский аутизм», поскольку могут наблюдаться не все проявления данного нарушения.
При расстройствах аутистического спектра страдает в первую очередь эмоционально-волевая сфера, что может оказаться большой проблемой при формировании личностных качеств ребенка и его личности в целом.
Исходя из анализа статистических данных, РДА занимает четвертое место среди нервно-психических нарушений, проявляющихся в детском возрасте. Как правило, в большей части случаев РДА проявляются вместе с интеллектуальными нарушениями. Из-за этого у родителей, а в дальнейшем и у педагогов могут наблюдаться затруднения в воспитании и обучении ребенка.
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЙИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 9
1.1 Понятие аутизма в специальной психологии 9
1.2 Характеристика литературных данных по изучению синдрома аутического состояния лиц в современной отечественной и зарубежной психологии 11
1.3 Основные литературные данные по изучению развития эмоционально-волевой сферы у учащихся начальной школы 15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 25
2.1 Характеристика проявления отрицательных агрессивных проявлений у детей с расстройством аутистического спектра. Особенности методик, иллюстрирующих понимание эмоционального состояния человека 25
2.2 Особенности состояния самооценок в поведении младших школьников с расстройством аутистического спектра 38
2.3 Особенности изучения своего отношения к сверстникам в классе по определению собственного поведения 40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 50
3. 1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в экспериментальном исследовании 50
3.2 Методы и методики проведения констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 56
3.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования по изучению уровня сформированности эмоционально- волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 62
3.4 Организация формирующего эксперимента. Методы и методики проведения формирующего этапа экспериментального исследования, направленного на повышения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра71
3.5 Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования по изучению уровня сформированности эмоционально- волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 75
Список литературы не найден
Данные, полученные детской патопсихологией, дефектологией и клиникой, раскрывают различные стороны аномалий развития. Исследования в области детской патопсихологии и дефектологии проявили связь механизмов аномального и нормального развития, в том числе ряд закономерностей системогенеза, так называемых, вторичны нарушений, которые являются основными в аномальном развитии. Клиницисты, в свою очередь, смогли описать соотношения симптомов болезни и аномалий развития при различных психических заболеваниях.
Сопоставление данных, накопленных в этих различных областях знаний, может способствовать углублению представлений о расстройствах аутистического спектра в дошкольном возрасте, систематизации его психологических закономерностей.