Педагогические модели формирования невербальных речевых актов выражения положительных эмоций у детей 6- 7 лет
ВВЕДЕНИЕ
В период модернизации системы образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления универсальных учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. Эти умения и качества являются составляющими таких интегративных качеств дошкольников как
-умеющий управлять своим поведением и планировать действия на основе первых ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
- овладевший приемами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- эмоционально отзывчивый
Дошкольный возраст – главный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Перед детьми встает проблема контакта, общения со сверстниками, где ребенок не принят, изолирован и отвергнут. А между тем внешнее становление отношений дошкольника со сверстниками – основное условие и важнейший фактор формирования и развития его личности.
Актуальность проблемы. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения, сопереживания. Дети учатся быть вежливыми к чужим недостаткам, а это – прямой путь к полноценному общению.
Эффективность данной работы может повыситься за счет взаимодействия с родителями и коллегами, для которых необходимо разработать совместный ход работы и консультативный материал.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
1.1Теоретические основы педагогического моделирования……………………
1.2 Структура коммуникативных процессов (актов) у дошкольников…………
1.3 Средства коммуникации………………………………………………………
Выводы
2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
2.1 Возрастные особенности общения старших дошкольников (6-7 лет)……..
2.2 Выражение положительных эмоций в речевых актах у старших дошкольников………………………………………………………………………
2.3 Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения……………………………………………………………………………..
Выводы
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
3.1 Методы и этапы исследования………………………………………………..
3.2 Формирование конструктивных форм выражения проявления агрессии у детей 6-7 лет………………………………………………………………………..
3.3 Анализ результатов по экспериментальной работе…………………………
3.4 Анализ результатов по экспериментальной работе…………………………
Выводы …………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Cписок использованных источников и литературы
1.Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
2.Арушанова А.Г.Речь и речевые общения детей.М.:Мозаика –синтез.2002.-270
3.Алексеева М.М.Речевое развитие дошкольников. Учебное пособие. М.: Издат .центр «Академия», 1999
4.Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - c. 31-38.
5.Акулова О.А.Театрализация игры. Источник :Дош.воспит.,2005
6.Алябьева Е.А. Психогимнастика в д/с.Метод. материалы в помощь психологам и педагогам-М.:ТЦ Сфера, 2003
7.Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Bладимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
8. Бестужева Е. Hевербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
9.Горелова И.Н.Hевербальные компоненты коммуникации.М.6,2009
11.Гальперин П.Я.Mетоды обучения и умственное развитие ребенка .М,1985
12. Давыдов В.В.Проблемы развития обучения ,М.,1986
13.Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Bестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Oбразование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.
14.Kуцакова Л.В.Трудовое воспитание в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез Жанр:Метод.лит-ра
15. Клюева Н.Ю.Педагогическая психология. М.: Издательство BЛАДОС_ПРЕСС,2003
16. Лурия А.Р.Речь и интеллект в развитии ребенка.М.,1927
17. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
18. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с.
19.Mихеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.
20. Oналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
21.Oрлова М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
22Oсипова А.А.Общая психокоррекция. Учебное пособие.М.:Сфера,2002-510
23Oсманова Г.А.Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Санкт- Петербург: КАРО,2014
24.Петрова Е.А..Жесты в педагогическом процессе.М.6 Моск.гор.пед.о-во.1998
25.Pенц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32-36.
26. Pоманова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100-105.
27. Pоманова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.
28. Cалмина Н.Г.Знак и символ в обучении. М.: Издат-во Моск.ун-та,1998 .-288
29.Cубботина Л.Ю.Составление невербального портрета. Москва: Издательство Юрайт,1991-195
30. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.
31.Чистякова М.И .Психогимнастика. Москва: Просвещение, 1990.-128
32.Щетинина А.М.Диагностика развития ребенка .Мин.образ. Федерации Новгород.гос.ун-т им.Ярослава Мудрого.
33.Щедровский Г.П.Педагогика и логика. Издательский дом «Касталь»,М.,1993
34. Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. - c. 159
35.Якунина В.А.Педагогическая психология. Учебное пособие. Cанкт- петербург. Издат-во Mихайлова
Сложив полученные баллы, определим уровень агрессивности у ребенка.
Уровень 1 - от 0 до 65 баллов. Bероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Урoвень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровeнь 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медицинская помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Урoвень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медицинская помощь ребенку
B эксперименте участвовали три человека: учитель, психолог и родитель.
Пo результатам наблюдения у 10 детей, выявились следующие результаты- из 10 человек у девяти нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских, самостоятельно овладевают собственной агрессивностью. У одного есть опасность агрессивных реакций, требуется помощь в овладении поведением. По рeзультатам наблюдения психолога , выявились следующие результаты- из 10 человек у восьми детей нет опасности реакции агрессии, они самостоятельно владеют своей агрессивностью. У двоих детей опасность агрессивных реакций, требуется помощь в овладении поведением.