Формирование предметных умений по финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении

Цель выпускной квалификационной работы – разработка занятия, направленного на эффективное формирование предметных умений по финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных учреждений, на основе изучения теоретических источников и анализа практического состояния проблемы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.02.2023
Объем файла
227 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в нынешнее время одним из главных направлений, которое затрагивает почти все сферы жизнедеятельности человека, как общественной, так и частной, является финансовый аспект. В XXI веке финансовая грамотность становится важнейшей компетенцией, так как каждому из нас на протяжении жизни приходится сталкиваться с решением таких финансовых вопросов, как формирование личного бюджета, расчет доходов и расходов.  
О создании основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан говорится в Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ был принят 25 сентября 2017 года и рассчитан на период до 2023 года. Стратегия направлена на увеличение числа финансово грамотных граждан и является первым масштабным стратегическим документом в сфере финансового образования в РФ, обеспечивающий взаимосвязь между всеми заинтересованными сторонами - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес- сообществом, педагогическим сообществом.
Сложность проблемы повышения уровня финансовой грамотности и финансовой дееспособности населения Российской Федерации диктует необходимость проведения соответствующей государственной политики, которая обеспечит комплексный подход к решению этой проблемы и даст возможность повысить эффективность мер, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9

1.1. Сущность понятий «финансовая грамотность» и «предметные умения» 9

1.2. Пути формирования предметных умений по финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении 14

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 27

2.1. Современный опыт в формировании предметных умений по финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении 27

2.2. Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения в формировании предметных умений по финансовой грамотности 30

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 38

1.1. Разработка проекта занятия по формированию предметных умений по финансовой грамотности у воспитанников дошкольного образовательного учреждения 38

3.2. Методические рекомендации по проведению занятий  по финансовой грамотности у воспитанников дошкольного образовательного учреждения 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 26.04.2022).

2. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. / Т.А. Аймалетдинов [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.ru/citations?user=kbemWmwAAAAJ&hl=ru. (дата обращения: 10.04.2022). 

3. Акентьев Р. Финансовая грамотность или основы управления личными финансами / Р. Акентьев [Электронный ресурс]. URL: http://romanakentev.ru/wpcontent/uploads/2017/11/. (дата обращения: 5.05.2022). 

4. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. - 2003 - № 4. – С.134.

5. Антонова Ю.Г. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности // М.: ВИТА-ПРЕСС. – 2017 – С.56.

6. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16. 3. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21–29.

7. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. М.: Юрайт, 2016. 274 с. 

8. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. – С.63.

9. Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62–69.

10. Блохина О.А. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

11. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. - 2010. - № 9. – С.6.

12. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт.-сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.

13. Галкина Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста // Образование и наука на XXI век: Материалы с 9 Международной научной практич. конференции. – 2013. – Т. 7. – Педагогические науки. – София: Бял ГРАД-БГ, 2013. – С. 51–57.

14. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.

15. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.

16. Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Финансы, 2010. – 90 с.

17. Гришакина О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации / О.П. Гришакина [Электронный ресурс]. URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116. (дата обращения: 25.04.2022). 

18. Демидов Д.Н., Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // М.: КноРус, - 2012 – С. 106.

19. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

20. Еремина М.О., Козлова И.А., Мягкова С.В., Палаткина С.Ю., Драпей Ю.Н., Дроздецкая Л.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.

21. Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.

22. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов – М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. 112 с.

23. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

24. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. / Г.С. Ковалева. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31–43.

25. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс]. URL: https://rostsber.ru/about/. (дата обращения: 20.03.2020). 

26. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. / А. К. Колеченко — СПб.: КАРО. 2002. – 368 с. [Электронный ресурс]. URL: http://avkrasn.ru/article-1041.html (дата обращения: 7.05.2020)

27. Комардина Т.В., Чигина О.А. Моделирование в формировании элементарных математических представлений у дошкольников//Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 9. – С. 107–108.

28. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2961103.html. (дата обращения: 20.04.2020). 

29. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников)// Калининград. - 2013. – С.26.

30. Кузина, О.Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России / О.Е. Кузина, Д.Х. Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 4 (88). С.14-25.

31. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России / О.Е.Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

32. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи / О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). С. 157-177. 

33. Ли В. Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие/ В. Д. Ли. – Алматы И.Д Свет, 2004. – 140 с.

34. Моисеева, Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. / Д.В. Моисеева. Волгоград, 2017 

35. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.

36. Овчинников, М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности / М. Овчинников. М.: Наука, 2008. 215 с.

37. Официальный сайт МОУ детский сад № 253 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mou-ds253.ru/ (дата обращения: 20.04.2020)

38. Паатова, М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования  /  М.Э. Паатова, М.Ш.Даурова // Вектор науки ТГУ. 2014. № 2 (28). С.173-175. 

39. Подболотова М.И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание / М.И. Подболотова, Н.В. Демина // Академический вестник. 2014. №1 (14). С. 10-16.

40. Подласый И.П. Педагогика: 100 опросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – пресс, 2004. – 365 с.

41. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. 

42. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504 (дата обращения: 7.05.2022)

43. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 N 09-237/пз "Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/ (дата обращения: 25.04.2022)

44. Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития / Л.Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. 2010. № 4. С. 151 -158.

45. Семёнова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 18–23.

46. Синельников М. В. Финансовая грамотность населения как основа оптимизации финансового поведения в условиях глобализации / М.В. Синельников // Дискуссия. 2018. № 3 (88). С. 77–84.

47. Сухова Е., Халикова К. Квест с заданиями ТРИЗ. Формирование универсальных познавательных компетентностей старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 20–24.

48. Финансовая безопасность на финансовом рынке для взрослого населения по проекту «Содействия повышения уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской федерации». Москва, 2016. – 12 с. Министерство финансов Российской федерации.

49. Финансы и бизнес. Финансовая грамотность для начинающих [Электронный ресурс]. URL: http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html (Дата обращения: 31.04.2022)

50. Формирование финансовой грамотности дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://gart9.npi-tu.ru/index.php?id=189 (дата обращения: 10.05.2022)

51. ХановаТ.Г, Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Воронеж: Экологическая помощь. - 2018. - С.31.

52. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов – М.: Гардарики – 520 с. 1999

53. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ (дата обращения: 26.04.2022).

54. Чиркова Е.Н., Чащухина Т.В., Киселева Т.А. Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена «Огород на окне»//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 10–11.

55. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24. 

56. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.

57. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с.

58. Шевяков, М.Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности / М.Ю. Шевяков, Н. Евсеева // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1 (10-11). С. 30-35.

59. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.

Следует заметить, что хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности подрастающего поколения проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы. Если судить по анализу деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое стало базой для проведения исследования, выявляется что не во всех не во всех детских садах присутствуют занятия по формированию предметных умений по финансовой грамотности. При этом, наблюдается интерес со стороны воспитанников и их родителей, а также педагогов к данному вопросу.
В помещениях детского сада можно наблюдать наличие компьютеров, проекторов и мультимедийных досок, что позволяет проводить занятия с использованием презентаций, видео- и аудиофайлов. Также в дошкольном образовательном учреждении есть защищенное вай-фай подключение, которое позволяет педагогам получать доступ к интернет-ресурсам, тем самым делая занятие еще более интересным. Итогом исследования стала разработка занятия, который направлен на формирование предметных умений по финансовой грамотности у воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Группа детей была заинтересована в занятии, а благодаря использованию метода игры, материал усваивался воспитанниками более эффективно. Также применение на занятии цифровых технологий, таких как презентация, видео и аудио файлы, активизировало обучающихся и заинтересовало в работе на занятии. Так как на уроке задействовано много технических средств обучения, педагогу необходимо помнить о том, что их использование может опасно влиять на ученика. Может возникнуть поражение электрическим током, ослепление глаз сильным световым потоком и т.д.