Коррекция графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности

Цель исследования: изучить возможности коррекционной работы графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.02.2023
Объем файла
352 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Особенностью графических навыков у детей с речевыми нарушениями является то, что у таких детей плохо развита координация движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предложенный им образец, ориентация во времени и пространстве сформирована неудовлетворительно. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а, следовательно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие, тонкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков.
Актуальность на социальном уровне работы обусловлена тем, что овладение графомотрными навыками необходимо для освоения определенного объема академических знаний и умений в школе, а также является условием для социально активной жизни в обществе. Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действий, поэтому имеет особую социальную значимость.
Большинство исследователей (Г.Г. Зак, И.Н. Комкова, С.А. Мусихина, М.Р. Сафинова и другие) утверждают, что графомоторные навыки обучающихся отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся страдает ориентировка на листе бумаги, отмечается неверное расположение руки в процессе графомоторной деятельности, а также недоразвитие тонкой моторики. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………......... 3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы коррекции графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности………………………….……............................ 7

1.1 Общее недоразвитие речи: характеристика, этиология, симптоматика, уровни……………………………………………………………............................. 7

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи………………………………………………………………….…………...…. 14

1.3 Характеристика изобразительной деятельности в дошкольном учреждении и возможности её применения для коррекции графомоторных навыков у детей с общим нарушением речи………………………...………… 20

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по коррекции графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности…………………………..……..... 27

2.1 Организация и методы исследования………………………………............... 27

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………......... 29

2.3 Содержание проведенной коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности............................................................ 34

2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента…………......…...…........... 39

Заключение……………………………………………………………….............. 45

Список литературы…………………………………………………...…............. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азизова, Н.Р. Формирование и развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.Р. Азизова, А.М. Даудова, Е.Н.  Иванова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 4 (71). – С. 297-299. 

2. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.03. - Москва, 1996. – 158 с.

3. Выготский, Л.С.  Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — М.: Юрайт, 2020. — 160 с.

4. Гуревич, М.О. Психомоторика / М. Гуревич, Н. Озерецкий. – М., Л.: Гос. мед. изд-во, 1930. - Ч. 2: Методика исследования моторики. - 1930. – 172 с. 

5. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологическойготовности детей 6-7 лет к школьному обучению /           Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2002. –68 с.

6. Екимова, Т.В. Практика «Формирование моторно-двигательных умений средствами изотерапии у детей с тяжелыми нарушениями речи» [Электронный ресурс] / Т.В. Екимова, 2019. – Режим доступа: http://mdou8-bogotol.ucoz.ru/files/praktik/03/01.pdf

7. Елисеева, Ю.Ю. К вопросу о психолого-педагогической характеристике детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ю. Елисеева, Е.А. Колодовская // Colloquium-journal. – 2020. – № 13-3(65). – С. 46-48.

8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,                Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

9. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет [Текст]: пособие для логопеда: в двух частях: 0+ / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2019. – 128 с. 

10. Каше, Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г.А. Каше. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 106 с.

11. Клыкова, О.А. Опыт работы воспитателя на тему: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи» [Электронный ресурс]/ О.А Клыкова, 2019. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/02/14/opyt-raboty-vospitatelya-na-temuformirovanie-grafomotornyh-navykov

12. Князева, М.Г. Система тестов для определения ведущей руки ребенка / М.Г. Князева, В.Ю. Вильдавский [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://skdd1.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/296/222/original/testy_na_opredelenie_vedushhej_ruki_rebenka.docx

13. Козырева, О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема / О.А. Козырева / Вестник ТГПУ. – 2014. – №1. – С.112-115.

14. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. / Т.С Комарова, – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 

15. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова– М.: Мозаика-Синтез, 2006. –  190 с.

16. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова [и др]. – М.: Просвещение, 1977. – 255 с. 

17. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.

18. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / Р. Е. Левина. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

19. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 143 с. 

20. Николаева, Л.М. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Л.М. Николаева, Е.М.  Бурдина //Устойчивое развитие территорий: теория и практика. – 2019. – С. 191-194.

21. Николаева, Н.П. Сборник методических материалов по развитию графомоторных навыков у дошкольников (из опыта работы воспитателей ДОУ г. Шарьи) / Н.П. Николаева, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.eduportal44.ru/Sharya/ds17/1/SiteAssets/SitePages/Методическое%20объединение%20воспитателей%20спец%20групп/Сборник%20графомоторные%20навыки17.pdf

22. Основы логопедии: учебное пособие / А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 175 с.

23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 120 с. 

24. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. –Рн/Д: Феникс, 2021. – 179 c.

25. Родакер, Н.М. Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте / Н.М. Родакер // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. –  №23. – C. 26-31

26. Родионова, О., Ходова, М. Актуализация проблемы формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О. Родионова, М. Ходова / TheNewmaninForeignpolicy. – 2020. – №54 (98). – С. 63-67

27. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская / Дефектология. – 1974. - №4. – С. 20-25

28. Соловьева, Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 191 с.

29. Тихеева, Е.И.  Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. 

30. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа.2013. – С-103.

31. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. –  М.: Профессиональное образование, 2013. –  С.232.

32. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008 – 272 с. 

33. Чеканова, М.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой речевого развития / М.В. Чеканова / Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – №. 4 (24). – С. 151-154

34. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016 г. – 201 с. 

35. Шаховская, С.Н.   Обучение русскому языку детей с нарушениями речевого развития: учебно-методическое пособие для студ.  высш. и средн. пед. учеб.заведений / С. Н. Шаховская, Е. И. Разуван, Ж.В. Антипова. – М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. –  152 с.

36. Ягунова, К.В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнетдинова / Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – Т. 63. – №. 6

Подобные упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают мыслительную деятельность, содействуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, внимание, зрительная память и глазомер, аккуратность, усидчивость, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму в целом. Так как дети плохо улавливают и координируют движения своей руки и пальцев, у них недостаточный уровень развития зрительного контроля, то штриховка помогает формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения. Существуют различные виды штриховки. Выполняется штриховка без помощи линейки или лекала, нежелательно использование ластика. Помимо прочего, не следует забывать и о направлении движения карандаша: исключительно вертикально (сверху-вниз) или горизонтально (слева-направо).