Формирование слушательской культуры младших школьников на уроке музыки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная образовательная система выдвигает в приоритетные направления воспитание человека как культурно-исторического субъекта, овладевающего определенным уровнем культуры восприятия объектов окружающей жизни. Важнейшим элементом общечеловеческой культуры является культура музыкальная, в частности, культура восприятия, слушания и творческого усвоения музыкальных шедевров.
«Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-ти летней школе)» [17] подчеркивает значение индивидуализации творческих подходов к развитию культуры чувств, эмоций, мыследеятельности учащихся, ориентацию на их склонность к творческому восприятию действительности. В связи с этим в современном образовании особо актуальным стал вопрос воспитания культуры творческого потребления произведений искусства, воспитание слушательской культуры.
Музыкально-слушательская деятельность как основа формирования слушательской культуры ребенка, считается одним из ведущих способов воспитания культурно-образного мышления, эстетического восприятия действительности, так как в процессе слушания и чувственного осмысления музыкального материала развиваются личностные качества, аналитические способности, готовность к креативному осмыслению музыкального контекста.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ………………………………………………………………………..8
1.1 Сущность и содержание феномена «слушательская культура»………..8
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов ……………………………………………………………..22
1.3 Методы, способы и приемы формирования слушательской культуры у детей младшего школьного возраста на уроках музыки…………………28
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………….37
2.1 Диагностика уровня сформированности слушательской культуры у младших школьников...........………………………………………………..37
2.2 Формирующий эксперимент по воспитанию слушательской культуры у детей младшего школьного возраста……………………………………..47
2.3 Динамика сформированности слушательской культуры у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальных занятий………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….58
Список используемых источников
1) Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Э.Б.Абдулин, Е.В.Николаева. – М: Академия, 2004. – 336с.0
2) Апраксина, Ольга Александровна. Методика музыкального воспитания в школе : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 "Музыка и пение"] / О. А. Апраксина. - М. : Просвещение, 1983. - 222 с. : нот. ил.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 70 к.
3) Аронов А. А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989. 172
4) Арсенина, Е.Н. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания / Е.Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2009.- 151 с. 0
5) Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – С. 47
6) Березина, Ю.Ю. Условия формирования познавательного интереса в период предшкольной подготовки: материалы научно-практической конференции / Ю.Ю. Березина // Инновационные технологии предшкольного образования, 2008. – С.70 – 71.
7) Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / Ю.Ю. Березина – Москва, 2014. – 174 с.
8) Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989 год
9) Грозденская Н. Л. Из опыта работы (произведения классиков в детском хоре). - В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 2. М., 1963, с. 19-36.
10) Дмитриева Л. Г. Ченоиваненко Н. М. // методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед.уч-щ по спец. “Музыкальное воспитание” – М.: Просвещение,1989.-207с 0
11) Дубровина, И. В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, Академия, 1999. - 464 с
12) Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста//Советская педагогика. – 1973. № 1.
13) Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одаренности. – СПб.:Питер,2012.-448с
14) Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984.
15) Кабалевский, Дмитрий Борисович.Как рассказывать детям о музыке? : [кн. для учителя] / Д. Б. Кабалевский. - [4-е изд., дораб.]. - М. : Просвещение, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). – 222с
16) Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] /Д.Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы). -М., 2004. 0
17) Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб.пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – 303 с.
18) КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (В 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ) // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714929&archive=1205324254 (дата обращения: 09.06.2022).
19) Кульбижеков Виктор Николаевич научная статья ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ИСКУССТВ В ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЬ
20) Ломакина Н.С. Автореф.Дис.на соиск.учен.степ.к.п.н Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков.2006г. 24с.
21) Максименко Н. А., Спутник классного руководителя. 1–4 классы – Волгоград : Учитель,2007
22) А.Маслоу Мотивация и личность А.Маслоу//. Теории личности в зап.европ. и амер. Псих-ии Самара : Д.И. «Бахрах» 1996г. С422-449 0
23) Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе [Текст] : [I-VII кл.] : [Сборник статей] / Сектор музыки Ин-та худож. воспитания Акад. пед. наук СССР. - Москва: Музыка, 1971. - 288 с
24) Морозова С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.Апраксина. Вып.12.М., Музыка, 1977.–С.75-85. 0
25) Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. вып 7.М., “Музыка”, 1971 0
26) Назаров Л. Введение в песенный фольклор//Народное творчество .1999 №6 С.22. 2000 №1 С.15.
27) Овсянкина Г. П., Музыкальная психология. Изд. «Союз художников», 2007. -240с.
28) Психология детства. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2008. – 368 с.
29) Симонян М.Л. М: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова №4 2009 г. С.526
30) Сосновский Б.А. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для академического бакалавриата- М.: Юрайт, 2016-359с.
31) Формирование интереса к учению у школьников / [Г. С. Абрамова, Б. М. Грицишин, Л. К. Золотых и др.]; Под ред. А. К. Марковой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 191 с.
32) Халабузарь, П.В. Теория методика музыкального воспитания учебное пособие[Текст]/ П.В. Халабузарь, B.C. Попов. 2-е изд., СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.0
33) Шамова, Т.И..Активизация учения школьников[Текст]. //Т.И. Шамова Избранное - М.: «Центральное издательство», 2004 – 320 с 0
34) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
Для продуктивного использования возможностей музы¬кально-слушательской деятельности необходима – организация и управление коллек¬тивной и индивидуальной работой, направленной на дости¬жение запланированного результата. На тренингах для качественного вы-полнения практических заданий ставятся кон¬кретные задачи. Для достижения необходимого результата под¬робно разъясняются требования к выполнению. После выполнения - работы анализируются, выявляются неточности, даются рекомендации.
Достижению запланированного результата способст¬вует обозначенная учителем музыки установка на успех. Учителю необходимо пси¬хологически настраивать младших подростков на успешное выполнение заданий, поддерживать уверенность верой в них, особенно в детях с заниженной само¬оценкой, показывающих в процессе обучения невысокие результаты.
Для создания вышеназванного условия в работе учитель музыки подбирает высокохудожественный музыкальный материал, который обла¬дает педагогическими свойствами: понятностью (соответствует возрасту младших подростков), доступностью, полезностью для учебной деятельности и жизни, досто¬верностью (правдивостью, истинностью), полнотой.