Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам игровых упражнений
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из самых сложных и актуальных коррекционных проблем в педагогике является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению ими интонационно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки для гармоничного развития и социализации личности.
Дошкольный возраст – это активный период освоения ребенком разговорной речи, развития, а также формирования абсолютно всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное освоение родным языком в дошкольном детстве считается необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в наиболее ответственный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в будущем [7, с.98].
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др. Изучением рассматриваемой темы так же занимались такие ведущие ученые, как Формина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э.
Исследования Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и других показали, что речевые нарушения негативно влияют на психическое развитие.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Сущность понятия интонационная выразительность речи, особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………………………… 9
1.2 Программные требования по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ...………………………………………………………………………………… 19
1.3 Игровые упражнения как средство развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………………………………... 20
1.4 Методика руководства игровыми упражнениями по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………….……... 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, задачи, организация исследования ……………………………….. 28
2.2 Выявление уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……. 31
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Педагогическая работа по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе использования игровых упражнений ………..………………… 38
3.2 Проверка результатов педагогической работы по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе использования игровых упражнений…… 42
3.3 Рекомендации по решению выявленных проблем ……………………... 47
Заключение
Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 400 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работ с детьми старшей группы / Е.Ф.Арипова. М.: АСТ. Астрель, 2007. – 223 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.
5. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.
6. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] / Е.А. Брызгунова – М. : Русский язык, 1977. – 176-187 с.
7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО. 2002. - 458 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В.Гербова. М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 56 с.
10. Гордеева, Н. М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией. Из опыта работы / Н. М. Гордеева. – Томск: ТОИПКРО, 2011. – 24 с.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие / О.Е. Грибова. – 2-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2014. – 96с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И.Жинкин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 371 с.
13. Жуковская Р.И. «Игры и трудовые занятия в детском саду» - М.: Владос, 2002 - 156 с
14. Зимукова Т. И., Бледнова Е. Ю., Буянова А. Ю., Корчагина С. А., Пименова З. Н. Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9866/ (дата обращения: 24.01.2019).
15. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 7-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
16. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с
17. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 222 – 235.
18. Корж, О.Н. Использование загадок на занятиях в логопедической группе [Текст] / О.Н. Корж, Е.В. Новикова // Логопед. – № 10. – 2011.
19. Матвеева, Г.А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г.А. Матвеева //Магистерская диссертация. –2017. –//Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/_1503.pdf
20. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
21. Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб. : КОРОНА принт, 2005. - 270 с.
22. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). – СПб: КАРО, 2007. – 80 с.
23. Попова Т. Интонационная выразительность речи. Игровые приемы в работе со старшими дошкольниками// ж. Дошкольное воспитание – 2008. - №5.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
25. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008 – 272с. – с. 72- 117
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
27. Рунова, С. А. Игровые технологии формирования интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. А. Рунова // Научные труды SWORLD. – 2014. – Т. 16. – № 1. – С. 54–58.
28. Соколова, А.С. Теоретические основы интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / А.С. Соколова // Публикация: Новокузнецк: 2017 // Режим доступа: https://pedsovet.org/
29. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2002 - 240 с.
30. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2006
31. Тихеева Е.Н. Рзвитие речи дошкольника/Е.Н. Тихеева. – М.: Учпедгиз, 1948. - 148 с.
32. Тонкова Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни/ Р.В.Тонкова Ямпольская// Вопросы психологии. – 1968. №3. – с. 94 – 101
33. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – М., 2009. – 57 с.
34. Усова А.П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. М.: Просвещение, 1981. – с. 69
35. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 2010.
36. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. --метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
37. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном - Пресс, 2001. – 189 с
38. Флерина, Е. И., Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. —Москва: Изд-во ГНОМ и Д. 2000, —128 с.
39. Шевцова Е. Е.Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. Изд-во: АСТ, Астрель, 2009. 222 с.
40. Юдина, О. Р. Логопедическая работа в детском саду /О. Р. Юдина. – Москва: изд-во «Логус», 2016.
В плане были продуманы образовательная деятельность в форме занятий и образовательная деятельность в режимных моментах. Всего было запланировано и проведено 7 занятий, на каждом из которых использовались игровые упражнения. В ходе работы дошкольникам предлагались небольшие по содержанию рассказы, которые педагог читал первый раз без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Детям объяснялось, что, изменяя голос, можно передать вопрос, радость, просьбу. При проведении занятия по ознакомлению с повествовательной интонацией было включено такое игровое упражнение: детям предлагалось прослушать текст, и выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений в нем встретилось. Так же использовалось упражнение «Скажи правильно», целью которого является формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений. Материалом для упражнения служили тематические карточки (огород, улица, зоопарк и т.д.). Детям предлагалось составить повествовательные предложения по картинке. Сначала используется речевой образец взрослого, затем ребенок самостоятельно составляет предложения. Например: это огород. Здесь растут овощи.