Причины неуспеваемости младших школьников по физической культуре
ВВЕДЕНИЕ
Преодоление неуспеваемости — важная педагогическая задача, решение которой в условиях общеобразовательной школы предусматривает широкую пропаганду передового опыта и воплощение результатов педагогических исследований в школьную практику. В педагогической литературе основное внимание уделено условиям, являющимся причиной неуспеваемости учеников, вместо этого внутренняя сущность этого явления раскрыта недостаточно.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «неуспеваемость школьников». …………………………………………………………………5
1.2 Анализ причин неуспеваемости младших школьников по физической культуре ……………………………………………………………………….15
1.3 Педагогические методы и приемы преодоления неуспеваемости младших школьников. …………………………………………………25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Эксперимент и его результаты ………………………………………36
2.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по преодолению неуспеваемости у младших школьников…………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………52
ЛИТЕРАТУРА……………………………………….………………………….53
ЛИТЕРАТУРА
1. Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемость//Директор школы № Стр.22-2
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.,1999.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- Ростов-на-Дону, 1972.
4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе, М., 1998.
5. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика, М., 1991
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
7. Борисов П.П. О дидактических причинах второгодничества в школах Якутии. Якутск, 1967.
8. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества//Советская педагогика, 1966, №7.
9. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. канд.- М., 1965.
10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
11. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.
12. Воронова А.А. Метод анализа конкретных ситуаций в работе школьного психолога // Детский практический психолог. - 1994. – Январь.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2, 3, 4, 5.
15. Гавринина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем внимание. – М., «Росмэн»,2007.
16.Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
17. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. Киев, 1993.
18. Гильбух Ю.3., В.П. Гапонов Диагностика и коррекция специфического отставания по математике, М.,1995.
19. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., «Просвещение»,
20. Ильина М.Н. Подготовка к школе. М.., «Питер» 2007.
21. Леонтьев А. Н. деятельность, сознание, личность. М., 1975.
22. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., МГУ, 1971.
23. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии/Вопросы философии. 1972, №9, с. 95—108.
24. Менчинская Н.А.. Развитие психики ребенка. Дневник матери. М., 1957.
25. Немов
26. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М.А. Данилова и Н.И. Болдырева. М., 1971. С. 44—45.
27. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера. М., 1984.
28. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
29.Савенков А.И. Развитие логического мышления. М., 2007.
30. Славина С.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и
недисциплинированным школьникам», М.,1959.
31. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Но если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют ее совместно, всем коллективом, они работают с одинаковым усердием, как при учителе, так и в его отсутствие. Почему? А потому, что они знают цель своей работы и все ее этапы, которые им предстоит проделать. Они чувствуют, что это их работа, а не учителя. Каждый из ребят охотно выполняет порученную ему часть работы, потому что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственностью перед другими детьми.
Именно это поможет “слабому” ребенку принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так принимать непосредственное участие в работе класса и быть наравне со всеми, так как он занят данным ему по силам делом.
Так же важно приобщение детей к труду в семье. Это воспитательный фактор, и, прежде всего фактор нравственный. Не ладится что-то у ребенка в школе, ему часто делают замечания, его часто ругают. А придет домой, сделает что-то полезное - тут же услышит доброе слово родителей. И увидит он, что не такой уж плохой, и легче станет на душе, и жизнь покажется лучше, и захочется сделать что-нибудь хорошее-хорошее, в том числе и исправить дела в школе.