Формирование элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позиции средствами дидактической игры
Введение
Речь – большой дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, выражает взгляды и убеждения. В настоящее время происходит увеличение числа детей с речевыми расстройствами, «которые отрицательно влияют на все психическое развития ребенка, отображаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности» [22].
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. «овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ» [15]. Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может дать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, полно, логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества, и, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией средствами дидактической игры в психолого-педагогической литературе 9
1.1 Особенности формирования элементов связной речи детей с различной сиблинговой позицией 9
1.2 Использование дидактических игр в формировании элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 19
1.3 Изучение педагогического опыта использования дидактических игр в коррекционной работе по формированию элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 23
Выводы по 1 главе 32
Глава II. Условия применения дидактических игр как средства формирования элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 34
2.1 Изучение уровня сформированности элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 34
2.2. Характеристика комплекса дидактических игр как средства формирования элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 41
2.3. Обобщение результатов апробации практических материалов по формированию элементов связной речи детей с ОНР с различной сиблинговой позицией 44
Выводы по 2 главе 53
Заключение 54
Список литературы 57
Список литературы
1. Абдуллин А.Г., Кувшинова И.А., Никитин А.Г. Взаимодействие специалистов в процессе организации комплексной оздоровительно-педагогической и реабилитационно-профилактической работы с детьми // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. С. 11-14.
2. Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. – № 4. – 2018. – С. 14-17.
3. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Авдулова Т.П. – Москва : Академия, 2009. - 208 с.
4. Аверин, В.А. Психология детей и подростков : Учебное пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
5. Алоева, М. А. Настольная книга воспитателя / М. А. Алоев. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.-320 с.
6. Баданина Л. Организация адаптации к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. – С. 10-15.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
8. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 103.
9. Венгер, А.А. Обучение дошкольников изобразительной деятельности / А. А. Венгер. – Москва : Просвещение, 2010. - 240 с.
10. Возрастная и педагогическая психология : Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо и др. – Москва : Просвещение, 2008. – 256 с.
11. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html(дата обращения 7.11.2021).
12. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. Теплюк С.Н. – Москва : Мозаика-С, 2007. – 332 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2019. – 427 с.
14. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей / Л.Н. Галигузова. – Москва : Просвещение, 2017. – 265 с.
15. Голубева, О. П. Классификация игр дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www. http://do.gendocs.ru/ (дата обращения 22.09.2021).
16. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада / Н. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 164 с.
17. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
18. Детская практическая психология : Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – Москва : Гардарики, 2001. – 255 с.
19. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. А. Богдановой. – Москва : Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
20. Доронова, Т., Доронов, С. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек / Т. Доронова. – Москва : Аспект-Пресс, 2018. – 237 с.
21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
22. Жуков, М. Н. Подвижные игры : Учеб. для студ. пед. вузов / М. Жуков. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
23. Жулина, Е.В., Барабанова, Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Вестник Мининского университета, 2016. No 4. - 147 с.
24. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей / Е.В. Зворыгина. – Москва : Просвещение, 2018. – 96 с.
25. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург : Деловая книга, 1995. – 347 с.
26. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова– Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 135 с.
27. Казунина, И.И. Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее / В.В. Абраменкова, И.И. Казунина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2018. – № 6. – С.31-36.
28. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Калинина. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 144 с.
29. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : AkademiA, 2017. – 414 c.
30. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей / М.Ю. Картушина. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 273 с.
31. Кораблева, Л. В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира дошкольниками / Л. В. Кораблева // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». – Санкт-Петербург : Научный центр проблем диалога, 2013. – 182 с.
32. Короткова, Н. А. Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №4. – С. 43 - 45.
33. Кравцова, Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 2018. – № 6. – С. 33-36.
34. Краснощекова, Н. М. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.М. Краснощекова. – Москва : Феникс, 2019 . – 256 с.
35. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Санкт-Петербург.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
36. Левина, Р.Е. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Коррекция нарушений речи, 2010. – С.72-117.
37. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – Москва : Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1951. – 152 с.
38. Маханева, М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / Д.М. Маханева. – Москва : ТЦ Сфера, 2012. – 344 с.
39. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. – Москва : Издательство: Линка-Пресс, 2019. – 207 с.
40. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко. – Москва : АСТ, 2017. – 271 с.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 8-е изд., стереотип. – Москва : издательский центр «Академия», 2016. – 456 с.
42. Недопасова, В. А. Растем, играя: Сред. и ст. дошк. Возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недопасова. – Москва : Академия, 2012. – 137 с.
43. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста : методические рекомендации / под ред. О.В.Дыбиной. – Москва : центр педагогического образования, 2018. – 204 с.
44. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : Учебник / Л.Ф. Обухова. – Москва : Педагогическое общество России, 2017. – 442 с.
45. Общая психология детей / Под ред. Петровского А. В. – Москва : Просвещение, 2016. – 348 с.
46. Питерси, М., Трилор, Р. Маленькие ступеньки : Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 38 с.
47. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – С. 55-69.
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. – Москва : Педагогика, 1989. - Т. 2 / [сост., авт. коммент. и послесл. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. - 1989. – 322 с.
49. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2016. – 366 с.
50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – Москва : Просвещение, 2005. – 159 с.
51. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. – Санкт-Петербург .: Детство-пресс, 1999.. – 32 с.
52. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 288 с.
53. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. - С. 90-92.
54. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Со вторым заданием до обучающего эксперимента половина испытуемых столкнулись с трудностью при составлении связного рассказа, но на этапе контрольного эксперимента были заметны значительные улучшения. Раньше дети нуждались в поддержке, которая оказывалась в виде вопросов, помогающих определить нужную картинку или элемент этой картинки, сейчас 6 детей из 10 внимательно рассматривают картинки, выкладывают серию картинок правильно. Если же кто-то допускает ошибки, то быстро замечает их сам и тут же исправляет. В основном самостоятельно справляется с составлением рассказа. Сохранены все описанные выше связи между предметами и событиями. Иногда для обдумывания дети допускают заминки и паузы.
Переход от одного изображения к другому стал легче и быстрее. Также картинки воспринимались широко: например, дети стали замечать действия всех героев изображения, что указывает на хорошую организацию процессов внимания.
Анализ полученных результатов продемонстрировал то, что многие дошкольники в группе перестали иметь сложности в раскрытии наглядного сюжета, им легко обобщить нарисованную сюжетную ситуацию. И что самое главное после внедрения методики шкала низкого уровня сформированности умения составления рассказа по серии картинок стала с нулевым значением 0%. Значение недостаточного уровня сформированности умения составить рассказ по серии сюжетных картинок как был, так и остался на отметке 40%, средний уровень с 20% поднялся до 50%, высокий с 0% увеличился до 10%.