Особенности проявления тревожности школьников в условиях образовательной среды
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время значительно увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Тревожность становится устойчивым личностным образованием в подростковом возрасте. До этого это производная от широкого спектра нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. Министерство Образования РФ отмечает, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно – психической системе. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы интересной и актуальной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ………………………………………….………………………....5
1.1 Понятие и виды тревожности ……………………………………………….….5
1.2 Причины возникновения школьной тревожности………………………….…9
1.3 Особенности поведения тревожного ребенка………………………………...14
Резюме………………………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………...……..19
2.1 Методы исследования………………………………………………………….19
2.2 Организация исследования…………………………………………………….20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………....21
3.1 Особенности проявления тревожность у школьников подросткового возраста……………………………………………………………………………...21
3.2 Сравнительный анализ проявления тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста…………………………………………………………….22
ВЫВОДЫ……………………………………………………...……………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелов, Г. Г., Лысенко, Н. Е., Шотт, Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт // Психологический журнал. - 1997 - № 2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т.13 №5.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – Москва : ПЕРСЭ, 2014. – 160 с.
3. Вачков, И. В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2014. – № 8. – С. 7-8.
4. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. - М. : Педагогика, 1986. - 109 с
5. Карпенко, Л. А. Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Творговой. – Москва : ПЕРСЭ, 2015. – 416 с.
6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – Москва : Юрайт, 2014. – 160 с.
7. Клепач, Ю. В. Психологическая природа и психокоррекция тревожности у старшеклассников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] /Клепач Юлия Владимировна. – Воронеж, 2012. – 230 с.– Режим доступа: http://www.dslib.nеt/
8. Кузнецова, О. В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.1 [Электронный ресурс] / Кузнецова Оксана Владимировна. – Москва, 2013. – 26 с. – Режим доступа: http://www.dslib.nеt/
9. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1.
10. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности еѐ снижения у детей / Л. В. Макшанцева, Л. В. Кузьмин // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 2. – С. 19-25.
11. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
12. Перешеина, Н. В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. – Москва : Сфера, 2016. –192 с.
13. Петровский, А. В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Т. 1. – Москва : ПЕРСЭ, 2015. – 251 с.
14. Погорелова, Е. И. Тревога как фактор развития личности: на примере преодоления экстремальных ситуаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / Погорелова Елена Ивановна. – Ставрополь, 2012. –25 с. – Режим доступа: http://disslаnd.соm/
15. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
16. Прихожан, А. М. Виды тревожности [Электронный ресурс] / А. М. Прихожан. – Режим доступа: http://studmе.оrg/38948/psihоlоgiyа/
17. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва : МОДЭК, 2013. – 304 с.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : Учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 527 с.
19. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия / сост. В. М. Астапов. – Санкт-Петербург : ПЕРСЭ, 2015. – 240 с.
20. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. –Москва : Академия, 2011. – 336 с.
21. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. –Москва : «Канон Плюс», 2012. – 208 с.
22. Чеснокова, Т. Д. Изучение уровня тревожности школьников старшего подросткового возраста / Т. Д. Чеснокова, Е. А. Щеулова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 . – С. 34-46.
23. Шмаков, В. М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития [Электронный ресурс] / В. М. Шмаков. –Режим доступа: http://www.оppl-urаl.ru/nоd2.
С предподросткового возраста тревожность все более опосредуется особенностями "я-концепции", носящей противоречивый, конфликтный характер. В свою очередь, тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его восприятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он приобретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлением к удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной стороны, и боязнью изменить привычное отношение к себе - с другой.
Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Именно на этой основе может возникнуть тревожность в подростковом и юношеском возрасте.
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в "я-концепции", отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты "я", которые наиболее значимы в этот период.