Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся посредством библеизмов в курсе французского языка
Введение
Актуальность проблемы. В последнее время общество стремительно развивается и человек должен соответствовать быстроменяющимся стандартам. Необходимо приспосабливаться к новым условиям, иметь широкий кругозор, уметь работать в команде и быть более коммуникабельными, общительными. Именно школа, как основной институт, где дети получают образование, а также необходимые знания, умения и навыки, несет ответственность за формирование и развитие всех вышеперечисленных качеств.
В разные времена к школьникам предъявлялись разные требования, сейчас основным требованием является умение учиться. Обучающиеся должны не просто запоминать уже имеющийся материал, они должны уметь сами искать нужную информацию, оценивать ее с точки зрения морали, анализировать и видоизменять. Именно к этому стремится современное образование. За все эти умения отвечают универсальные учебные действия (УУД).
Следует также отметить, что в последнее время мы наблюдаем деградацию общества, те, кто являются примером для многих людей, и в особенности для молодежи, провозглашают господство так называемых псевдоценностей: разрушаются моральные и нравственные устои, исчезает традиционный институт семьи, такие понятия, как «честь» и «достоинство» перестают являться для людей чем-то важным. Вместо этого повсеместно господствует обман, бесчестие и безнравственность.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы использования библеизмов как средства формирования личностных универсальных учебных действий в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка 8
1.1. Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка 8
1.2 Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках иностранного языка 16
1.3 Библеизмы как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка 22
2. Методические основы формирования личностных универсальных учебных действий посредством библеизмов в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся в курсе французского языка 34
2.1 Комплекс упражнений, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий школьников на уроках французского языка посредством библеизмов 34
2.2 Опытное обучение 50
2.3 Диагностика уровня сформированности личностных универсальных учебных действий средствами библеизмов на уроках иностранного языка 57
Заключение 66
Список литературы 68
Список литературы
1. Адамчук, Т. В. Обучение иностранному языку через формирование универсальных учебных действий / Т. В. Адамчук, Н. А Шибанова. – Текст : электронный // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-cherez-formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 18.02.2022).
2. Александровская, А. И. Духовно-нравственное воспитание школьников / А. И. Александровская. – Текст: электронный //fb.ru. – 2001. - URL: https://fb.ru/article/180066/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov/124/3456 (дата обращения: 27.02.2022).
3. Аляева, В. А. Гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили / Т. А. Аляева. – Текст: электронный // Обучение и воспитание: методики и практики. – 2016. - https://cyberleninka.ru/article/n/gumannaya-pedagogika-sh-a-amonashvili (дата обращения: 04.10.2021)
4. Амагаева, Т.А. Формирование универсальных учебных умений в иноязычном обучении школьников / Т.А. Амагаева. – Текст: электронный // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №15. - URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-umeniy-v-inoyazychnom-obuchenii-shkolnikov(дата обращения: 13.03.2022).
5. Андреева, Н. А. Духовно-нравственное воспитание школьников/ Н. А. Андреева. – Текст: электронный// Открытый урок. Первое сентября. – 2008. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/516083/123 (дата обращения: 18.02.2022).
6. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ А. Г. Асмолов. – Текст: непосредственный// Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение. - 2010. - 159 с.
7. Афанасьев, С. П. Внеклассная деятельность образовательного учреждения как средство формирования ценностных ориентаций личности подростков / С. П. Афанасьев. – Текст: электронный// Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. – 2015. - URL: https://infourok.ru/vneklassnaya-deyatelnost-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-sredstvo-formirovaniya-cennostnih-orientaciy-lichnosti-podrostk-394823.html (дата обращения: 11.10.2021).
8. Ахматова. О.С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Ахматова. – Текст: электронный // Иностранные языки для всех. Словари онлайн. - 2000. - URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/38655/index.htm (дата обращения: 7.03.2022).
9. Балакина, Н. О. Дидактико-методическая модель взаимосвязанного развития универсальных и предметных действий у обучающихся профильных классов средней школы (на примере английского языка) / Н. О. Балакина. – Текст: электронный // Наука. Педагогика. – 2013. - URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-didaktiko-metodicheskaya-model-vzaimosvyazannogo-razvitiya-universalnyh-i-predmetnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya-profilny (дата обращения: 8. 03.2022).
10. Бахчиева, О. А. Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности О. А. Бахчиева. – Текст: электронный // Преподаватель XXI века. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskie-issledovaniya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti (дата обращения: 6.03.2022).
11. Бобрева, Л. В. Внеклассная работа по предмету "Иностранный язык" как средство воспитания учащихся / Л. В. Бобрева. – Текст: электронный // Открытый урок. Первое сентября. – 2015. - URL: https://urok.1sept.ru/vneklasnaya-rabota-po-predmety-inostranniy-yasik/html (дата обращения: 30.10.2021).
12. Братцев, М. А. Технология развития критического мышления как фактор достижения личностных результатов иноязычного образования/ Братцев М.А., Шимичев А.С. – Текст: электронный // Бюллетень науки и практики. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-kak-faktor-dostizheniya-lichnostnyh-rezultatov-inoyazychnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.03.2022).
13. Верещагин, Е.М. Библейская стихия русского / Е.М. Верещагин. – Текст: электронный// Русская речь. – 1993. – URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/1993-1/90-98 (дата обращения: 1.02.2021).
14. Виденина, И. А. Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности / И. А. Виденина. – Текст: электронный// Открытый урок. Первое сентября – 2014. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/642424/ 276 (дата обращения: 18.02.2021).
15. Гаврилова, Е. И. Формирование ценностных ориентаций на уроках французского языка/ Е. И. Гаврилова. – Текст: электронный// Образовательная социальная сеть. – 2014. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/formirovanie-tsennostnykh-orientatsiy (дата обращения:1.04.2022).
16. Глотова, С. Н. Влияние православной церкви на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения/ С. Н. Глотова. – Текст: электронный// Система ценностей современного общества. – 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pravoslavnoy-tserkvi-na-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 25.02.2022).
17. Грабовская, В.А. Роль духовно-нравственной культуры в развитии подростков/ В.А. Грабовская, В.В. Сергеева. – Текст: электронный// Вестник инновационного евразийского университета – 2012. - № 4. – URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/186064/#3 (дата обращения – 7.05.2021)
18. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике/ Галицкая И.А., Метлик И.В. – Текст: непосредственный// Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36-46.
19. Даньшова, Т.А. Психолого-педагогические основы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников/ Т.А. Даньшова. – Текст: электронный - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.05.2022).
20. Жуковская, Н. П. К вопросу о создании французско-русского словаря библеизмов/ Н. П. Жуковская. – Текст: электронный// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2006. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sozdanii-frantsuzsko-russkogo-slovarya-bibleizmov(дата обращения: 11.04.2022).
21. Иванова, Е.О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий/ Е. О. Иванова. – Текст: электронный// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysloobrazovanie-kak-osnova-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 27.03.2022).
22. Казарская, Г. А. Формирование и развитие на уроке универсальных учебных действий/ Г. А. Казарская. – Текст: электронный // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-na-uroke-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 27.03.2022).
23. Калинина, Е. М. Духовно-нравственное воспитание школьников/ Е.М. Калинина. – Текст: электронный // Мегаобучалка. – 2016. - URL: https://megaobuchalka.ru/9/2828/biug/1.html (дата обращения: 27.02.2021).
24. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№ 2. - С. 11-13. – Текст: непосредственный
25. Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н.Коковина. – Текст: электронный// Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-lichnosti (дата обращения: 7.03.2022).
26. Копылова, Ю. В. Методическое сопровождение обучения английскому языку средствами театральной деятельности / Ю. В. Копылова. – Текст: электронный// Педагогическое образование в России. – 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-obucheniya-angliyskomu-yazyku-shkolnikov-sredstvami-teatralnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.03.2021).
27. Луннова, М. Г. Библеизмы в современном русском языке/ М. Г. Луннова. – Текст: электронный// Известия Пензенского государственного педагогического универститета. – 2008. - №9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibleizmy-v-sovremennom-russkom-yazyke (дата обращения: 7.03.2021).
28. Машарова, Т.В. Роль ситуаций выбора в формировании личностных универсальных учебных действий/ Т.В. Машарова. – Текст: электронный// Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-situatsiy-vybora-v-formirovanii-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 27.03.2022).
29. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / под ред. В.М. Филатова. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – Текст: непосредственный
30. Милонова, Л. А. Универсальные учебные умения в обучении иностранному языку: сущность, структура, содержание/ Л. А. Милонова. – Текст: электронный// Известия Волгоградского педагогического университета. - 2013. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-umeniya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-suschnost-struktura-soderzhanie (дата обращения: 18.01.2022).
31. Недюрмагомедов, Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности / Недюрмагомедов Г.Г., Абдулаева Н.М. – Текст: электронный// Царскосельские чтения. - 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.02.2022).
32. Основы духовно-нравственной культуры в России// Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы – 2017. – С. 372 – ISBN – 987 – 5 – 906958 – 46 – 4 - Текст электронный//Лань: электронно-библиотечная система – URL: https://e.lanbook.com/book/113134 (дата обращения – 8. 05.2022)
33. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е. С. Полат. – Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. – С.40-46.
34. Попова, Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС/Попова Н.Е., Ерёмина О.А. – Текст: электронный // Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-soo(дата обращения: 18.02.2022).
35. Попова, Н. Е. Формирование компетенций учащихся через игровые методы обучения/ Н. Е. Попова. – Текст: электронный// Педагогическая энциклопедия. – 2015. - URL: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/programa-formirovanija-ud.html (Дата обращения: 05.10.2022).
36. Праведникова, Э.Б. Формирование библейской этимологии в контексте межкультурной коммуникации/ Праведникова Э.Б.//Вестник башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - № 2 – ISBN – 1998 – 4812 – Текст электронный//Лань: электронно-библиотечная система – URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/110233/#1 (дата обращения – 7. 05.2021)
37. Раймес Д.Н. этапы воспитания нравственности у школьников на уроках немецкого языка/ Д. Н. Раймес, Р. Х. Шаймарданов. – Текст: электронный // Концепт. – 2019. – №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-vospitaniya-nravstvennosti-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-nemetskogo-yazyka/viewer (дата обращения – 7. 05.2021)
38. Рыбаков, С. Ю. Проблема духовности в педагогическом аспекте/ С.Ю. Рыбаков. – Текст: электронный //Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-duhovnosti-v-pedagogicheskom-aspekte (дата обращения: 11.05.2022).
39. Рыбаков, С.Ю. Проблема обеспечения духовной безопасности в системе образования России: монография. Рязань, 2011. - 314 с. – Текст: непосредственный.
40. Сальникова, К. В. Духовно-нравственное воспитание на уроке английского языка / К. В. Сальникова. – Текст: электронный// Открытый урок. Первое сентября. – 2007. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/642424/ 276 (дата обращения: 25.02.2022).
41. Саркисян, Ш. М. Формирование умений и навыков через универсальные учебные действия на уроках иностранного языка/ Ш. М. Сакисирян. – Текст: электронный//Евразийский союз ученых. - 2016. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniy-i-navykov-cherez-universalnye-uchebnye-deystviya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 14.02.2022).
42. Сидорова, А. Н. Духовно-нравственное воспитание — потенциал развития подрастающего поколения/ А.Н. Сидорова. – Текст: непосредственный // Молодежь и наука XXI века: по материалам VI Всерос. заочной науч.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Красноярск, 7—8 ноября 2005 года) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2005. - С. 56.
43. Смирнова, В. А. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий у школьников/ В. А. Смирнова. – Текст: электронный// Педагогическое образовние в России. - 2015. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-lichnostnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-shkolnikov (дата обращения: 18.02.2022).
44. Суворова, Н.Г Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС / Н.Г. Суворова. – Текст: электронный//Вестник академии детско-юношеского туризма. – 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-programmy-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-usloviyah-vvedeniya-fgos (дата обращения: 18.02.2022).
45. Сысоев, П.А. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку /П. А. Сысоев. – Текст: электронный//Язык и культура. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 9.01.2022).
46. Тимошенко, Е. А. Исторические корни библеизмов и их употребление в современном русском языке/ Е.А. Тимошенко. – Текст: электронный//Образовательная социальная сеть. – 2015. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/18/istoricheskie-korni-bibleizmov-i-ih-upotreblenie/388065/index.htm (дата обращения: 18.03.2022).
47. Тимонина, Л. И. Сформированность универсальных учебных действий / Л. И. Тимонина. – Текст: электронный// Образовательная социальная сеть. – 2021. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2021/10/08/oprosnik-dlya-shkolnikov-10-11-klass (дата обращения: 27.04.2022).
48. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности /С. Б. Токарева. - Волгоград, 2003. - 256 с. – Текст: непосредственный.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. – Текст : непосредственный // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – С. 9-35.
50. Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I регион, меж-вуз. науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г., г. Челябинск. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2001. - С. 27-31. – Текст: непосредственный.
51. Черкашина, Л. П. Формирование ценностных ориентаций во внеурочной деятельности / Л. П. Черкашина. – Текст: электронный// Образовательная социальная сеть. – 2017. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2013/01/13/statya-formirovanie-tzennostnih-oritntatiy-y-shkolnikov.html (дата обращения: 9.04.2021).
52. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: подходы к содержанию и структуре / В. А. Широкий. – Текст: электронный// Общество: социология, религия, педагогика - 2016. - № 110. - URL: -https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (дата обращения: 8.02.2022).
53. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников/ Н. П. Щитякова. - Уфа, 2007. - 342 с. – Текст: непосредственный.
54. Щербакова, Е. В. Деятельность Н. И. Ильминского по организации учительских семинарий/ Е. В. Щербакова. – Текст: электронный// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии. – 2003. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-n-i-ilminskogo-po-organizatsii-uchitelskih-seminariy (дата обращения: 18.02.2022).
55. Bologne J.-Cl. Dictionnaire commenté des expressions d'origine biblique/ J.-Cl. Bologne. - Text: electronic// Les allusions bibliques. - 1999. - URL: https://gendocs.ru/v17876/bologne_j._claude._dictionnaire_comment_des_expressions_dorigine_biblique (дата обращения: 11.04.2022).
56. Expressions courantes ďorigine biblique - Text: electronic - 2022. - URL: https://www.worldhistory.org/trans/fr/2-1941/expressions-courantes-dorigine-biblique/ (дата обращения: 11.04.2022).
57. Jomas А. Nom de Dieu, 50 expressions françaises d'origine biblique décryptées!/ А. Jomas/ - Text: electronic - 2018. - URL: https://www.luckysophie.com/2018/04/nom-de-dieu-50-expressions-francaises-d-origine-biblique-decryptees.html (дата обращения: 11.04.2022).
Следует заметить, что данное задание было очень эффективным. Написав два альтернативных варианта окончания данной истории, ребята сами убедились, что внутренняя красота намного важнее внешней. У истории, где юноша стал черствым и злым был печальный конец. Все написали, что он бы не смог жениться на девушке, что остался бы со своим положением и богатством в одиночестве и был бы несчастен. Однако, в истории, де юноша потерял свою красоту, но остался добрым человеком с высоким уровнем развития своих моральных качеств, конец был счастливым и совпадал с концовкой оригинальной истории, где все были счастливы.
В группе были обучающиеся, которые написали о том, что если бы юноша потерял свою красоту, то молодая девушка не захотела бы выходить за него замуж, однако, путем коллективного обсуждения обучающиеся пришли к выводу, что несмотря на отказ девушки с добрым сердцем юноша бы легко нашел ту, которая захотела бы связать с ним свою жизнь и все бы жили счастливо.
В качестве домашнего задания обучающимся было задано выбрать какого-нибудь персонажа из литературы (кино, мультфильма, видеоигры и т.д.), которые, по их мнению, являются красивыми и снаружи, и внутри. Нужно было написать небольшое мини-сочинение о том, почему они его выбрали, привести в пример его поступки, охарактеризовать его как личность.