Организация проектной деятельности на уроках русского языка ( на примере учебно-исследовательского проекта «неологизмы в речи»
Введение
Русский язык, как и любой другой язык, прогрессирует и претерпевает разного рода изменения вместе с обществом, в котором он функционирует. Перемена словарного состава - это абсолютно естественное движение в языке, так как новые условия жизни привносят в речь свои имена. Такие названия определяются как неологизмы, которые могут быть заимствованы из чужих, иностранных языков или появляться в результате сращивания некоторых слов. В условиях такого стремительного развития прогресса, информационных технологий, пополнение словарного запаса неологизмами происходит чуть ли не каждый день.
Однако в школах базовые учебные программы по русскому языку обходятся лишь общими положениями о лексических новообразованиях в русском языке новейшего периода. Слова, которые авторы учебных методических комплексов определяют как «неологизмы», давно потеряли оттенок новизны (ракета, луноход, космодром и под.).
Оглавление
Введение2
Глава 1. Теоретические основы исследования неологизмов и способы их образования.7
§ 1. Различные подходы к определению понятия «неологизм». Критерии выделения неологизмов.7
§ 2. Классификация неологизмов12
§ 3. Основные типы и модели словообразования неологизмов19
Выводы по первой главе20
Глава 2. Метод проектной деятельности на уроках русского языка.21
§ 1. Особенности проекта как метода обучения21
§ 2. Виды учебных проектов по русскому языку26
§ 3. Формирование учебно-познавательных компетенций в процессе проектного метода обучения.28
Выводы по второй главе32
Глава 3. Организация учебно-исследовательского проекта по теме «Неологизмы в нашей речи».34
§ 1. Анализ современных учебно-методических комплексов.34
§ 2. Учебно-исследовательский проект по теме «Неологизмы в нашей речи»37
Выводы по третьей главе41
Заключение42
Список используемой литературы44
Список используемой литературы
Словари:
1. Голикова Т.А. Лингвокультурологический словарь заимствований современного русского языка. Ч. 1. 2010-2020 гг./ Голикова Т.А. – Москва
2. Леонтьева Т. В., Щетинина А. В. Словарь актуальной лексики единения и вражды в русском языке начала XXI века. — Екатеринбург : Ажур, 2021.
3. Новое в русской лексике. Словарные материалы – 2020 г. Сост. Е.С. Громенко, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. Левина, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева, Ю.С. Ридецкая / Ред. коллегия А.С. Павлова, М.Н Приемышева (отв. ред.), Ю.С. Ридецкая / Институт лингвистических исследований РАН / Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021 г.]4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.: Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей./ Издание 2-е. – М., Просвещение, 1976 – с. 543.
5. Словарь русского языка коронавирусной эпохи. Сост. Х. Вальтер, Е.С. Громенко, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. Левина, В.М. Мокиенко, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева, Ю.С. Ридецкая / Ред. Коллегия Е.С. Громенко, А.С. Павлова, М.Н Приемышева (отв. ред.), Ю.С. Ридецкая / Институт лингвистических исследований РАН / Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021 г.
6. Словарь языка интернета.ru / Под ред. М.А. Кронгауза – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016.
7. Справочно-информационный портал «Грамота.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://gramota.ru/slovari/ (дата обращения: 22.05.2022 г.).
8. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.
9. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. – М. 2017 г.
Учебные и научные издания:
10. Алаторцева С.И. Проблемы неологии и русская неография / С.И. Алаторцева. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, СПб, 1998.
11. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / авт. Т.Ю.
Неофраземами называют новые фразеологизмы или устойчивые сочетания слов, которые имеют своеобразную семантику или аналитическое сочетание, значения которых, не определяется значением входящих в него слов.
Неосемемы − это новые значения старых слов или устойчивых словосочетаний. Так, в словосочетании экология языка, существительное экология приобрело новое значение − «чистота языка».
Классификация неологизмов по степени новизны:
Рассматривая неологизмы по степени их новизны, их можно разделить на две группы – относительные и абсолютные.
Абсолютные неологизмы – это новые слова, ранее не используемые в языке, то есть это абсолютно новые слова. В качестве примера можно привести слова мейнстрим, слэнг и др.
Относительными неологизмами называются слова, которые фактически не являются новыми для языка, то есть это могут быть и устаревшие слова, и малоупотребительные слова