Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на старшем этапе обучения
Введение
Формирование умения учиться в первую очередь предполагает формирование учебной самостоятельности учащихся в школе в процессе учебной деятельности. Важнейшим требованием при этом является организация педагогических ситуаций, не имеющих готовых способов действия, когда учащийся ориентирован на поиск собственных вариантов. В современной школе при обучении иностранным языкам важно развивать у учащегося не только способность к рефлексии как ведущему механизму преобразования мышления учащегося, его деятельности, общения и самосознания, но и некоторые другие умения:
1. мышление (интуитивное и логическое);
2. логическую деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификацию и др.);
3. умение свободно использовать изученный материал;
4. способность творческого решения учебных задач.
Результаты психолого-педагогических исследований многих ученых подтверждают, что без формирования самостоятельности школьников невозможно решить проблемы, существующие в настоящее время в образовательных учреждениях. «Успех обучения детей во многом зависит от условий, которые создает педагог. Необходимо создать ситуации, в которых у детей будут максимальные возможности для самостоятельного приобретения знаний и умения их применять»[12, с.336].
Содержание
1 Научно-педагогические основы организации самостоятельной работы в процессе изучении иностранного языка 7
1.1 Самостоятельная работа как обязательный компонент в структуре учебной деятельности обучающихся 7
1.2 Требования к организации самостоятельной работы учащихся 16
2 Методические аспекты организации самостоятельной работы школьников на основе метода проектов на старшем этапе обучения 23
2.1 Метод проектов как один из перспективных способов организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку 23
2.2 Алгоритм организации самостоятельной методом проектов 29
3 Условия использования метода проектов в организации самостоятельной работы 46
3.1 Активизация самостоятельной работы обучающихся уровня «Elementary» с помощью метода проектов 46
3.2 Анализ экспериментальных данных и перспективы организации процесса самостоятельной работы школьников с помощью метода проектов 57
Заключение 63
Список литературы 65
Список литературы
1 Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 2000.- 110 с.
2 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1996.- 14 с.
3 Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // ИЯШ. 2002. № 1. - С. 36-40
4 Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высш. школа, 1989.- 167 с.
5 Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 2013.- 128 с.
6 Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе, 2005. - 15 с.
7 Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные проекты в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2.- С. 108–114.
8 Васильев В. Проектная исследовательская технология. Развитие мотивации // Народное образование. 2011. № 9. - С. 177–180.
9 Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ. 2002. № 1.- С. 11–14.
10 Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.- 360 с.
11 Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ. № 6. 1995. - С. 55– 64.
12 Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2016.- 336 с.
13 Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: издательский центр «Академия», 2011.- 256 с.
14 Гончарова Н. А., Кретинина Г. В. Принципы развития иноязычной лингвистической компетенции студентов-филологов (на материале национальных вариантов английского языка) // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2015. № 2.- С. 32–39.
15 Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Перевод Н.М.Никольской. Редакция Ю.С.Рассказова. М.: Изд-во «Лабиринт», 1990.- 192 с.
16 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
17 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ. 1991. № 3.- С. 9-15.
18 Изаренков Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // РЯЗР. 1990. № 4.- С. 54–57.
19 Ирисханова К. М., Стрелкова Г. В. «Языковой портфель» для нефилологов как средство развития автономии студента // Автономность в практике обучения ИЯ и культурам. М.: МГЛУ, 2014.- С. 125–143.
20 Климентенко А.Д., Миролюбов A.A. Вопросы методов обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1998. № 7.- С. 34-40.
21 Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков. Современное состояние и перспективы: Учебник для вузов. М.: МНПИ, 2013. - 140 с.
22 Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ. № 1. 1995. - С. 10–14.
23 Копылова В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка, 2015. - 201 с.
24 Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2013. - 176 с.
25 Кузнецова А.П. Реализация национально-регионального компонента содержания обучения иностранным языкам в интегрированном курсе на проектной основе (старший этап ср. шк., англ.яз, 2013. - 205 с.
26 Куклина Т.В. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2009.- 106 с.
27 Михалкина И. В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеэкономических связей: дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. - 179 с.
28 Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.- метод, пособие / Сост. В.В.Копылова. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО Издательство «Астрель», 2012.- 486 с.
29 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисееева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 372 с.
30 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, 2001. Перевод под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2012.- 148 с.
31 Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестн. Томского гос. пед.ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104).- С. 91–94.
32 Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
33 Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения (избранное). Липецк: Методическая школа Пассова, 2006.- 130 с.
34 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2000. №2/3.- С. 3-10.
35 Рогова Г. В., Верещагина Н. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998.- 232 с.
36 Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
37 Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. – 350 с
38 Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С.Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 138 с.
39 Современные языки: изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию. Страсбург, 1996. - 145 с.
40 Тихомирова Е. В. Контроль владения диалогической формой устного официального общения (франц. яз., неяз. вуз): дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. - 178 с.
41 Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Высшая школа, 1972. - 161 с.
42 Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис: издательство «Омега-л», 2016. - 370 с.
43 Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990.- 408 p.
44 Hymes D. H. Sociolinguistics. Penguin Education, 1972. - 298 p.
45 Moirand S. Enseigner a comminiqueren langue etrangere. Paris, 1990. - 188 p.
46 Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning. Vol. 1: Scope. Strasbourg, Council of Europe Press, 1986.- 89 p.
47. GreatBritain / Великобритания Ю. Б. Голицынский. - М.: КАРО, 2007.
48.Знаете ли вы Великобританию? А.А. Алексеева, О.С.Сирота. - М.: КДУ, 2011.
49. DiscoveringBritain: Практикум по культуре речевого общения. Н. Ильющенко. - М.: КДУ, 2011.
50. http://www.native-english.ru/
51. http://www.topsightseeing.com/england/london/topsights/
52. ttp://www.vocabulary.cl/Lists/Free_Time_Activities.htm
53. http://www.theenglishspace.com/vocabulary/leisure/
Проект, предназначенный для реализации в учебном процессе на уроках, предполагает достаточно большой объем внеурочной деятельности, связанной с поиском необходимой для рассматриваемой проблемы информации, консультацией учителей-предметников (если выполняется межпредметный проект), дополнительной консультацией учителя, курирующего проект.
Во внеурочное время осуществляется совместная работа участников одной проектной группы по обсуждению собранного материала с целью подготовки его к промежуточной аттестации, к защите проектов. Необходимо предусмотреть возможность проведения этих видов работ, как на уроке, так и во внеурочное время.
Педагогически грамотно организованная самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся может стать для них стимулом к дальнейшей исследовательской работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже.
Выходом становится организация научного общества учащихся (НОУ), являющимся вторым направлением организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Задача учителей, организующих проекты в рамках НОУ, - определиться с необходимостью и педагогической целесообразностью выполнения того или иного проекта: в какой мере проблематика проектов может быть связана с программой того или иного учебного предмета; к какому кругу познавательных и творческих интересов относятся предполагаемые проекты; как эти интересы соотносятся с практикой (их актуальность, практическая ценность и т. д.); каким образом проекты будут способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.