Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Цель исследования: выявление педагогических условий и средств формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.01.2023
Объем файла
144 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Способность ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, контролировать, оценивать и вносить коррективы в происходящее – все эти регулятивные умения позволяют современному человеку быть успешным членом общества. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) отражают способность учащихся строить учебно-познавательную деятельность, включая учебные ситуации (задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. Понимание школьником учебных ситуаций – один из важнейших компонентов учебной деятельности: принятие учебной задачи «для себя» и самостоятельная ее постановка обеспечивают мотивацию обучения. 
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается особая значимость целостного развития личности, формирования у неё универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей. Стремление к самоактуализации должно стать основной потребностью и мотивом человеческой деятельности, тогда идеалом будет личностная и профессиональная индивидуальность, желание реализовать себя, изменяя себя и окружающий мир в сторону созидания.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8

1.1  Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8

1.2  Критерии и методы диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 21

1.3  Изучение педагогического опыта по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 34

Выводы по первой главе 43

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46

2.1    Изучение и учет актуального уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 46

2.2  Реализация принципа систематичности в применении на уроках литературного чтения приемов формирования регулятивных учебных действий 55

2.3   Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 61

Выводы по второй главе 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акрамова, Л. А. Развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Л. А. Акрамова // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2014. - № 1. – С. 145-146. - Текст: непосредственный 

2. Ахмедова, О. Приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения / О. Ахмедова // Инновационные процессы в начальном образовании: материалы II Региональной дистанционной научно-практической конференции, 2019. – С. 11-14. Текст: непосредственный

3. Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. – 2016. – №9. – С. 67-71. Текст: непосредственный

4. Баранова Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н.Н. Баранова // Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 46-49. Текст: непосредственный

5. Бордачева Н.А. Драматизация на уроках литературного чтения как средство творческого развития младших школьников / Н.А. Бордачева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. – №8. – С. 248-249. 

6. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 160 с. Текст: непосредственный

7. Голушко Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2019. – №1. – С. 1–3.

8. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. – 2010. – № 3-4. – С.23. Текст: непосредственный

9. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий, учащихся 1-7 классов при реализации ФГОС / С.Г. Шамаева. – Черногорск, 2014. – 55 с. Текст: непосредственный

10. Дилова, Н. Г. Требования к учителю по организации сотрудничества учащихся начальных классов в учебном процессе / Дилова Н.Г. // Актуальные проблемы современной науки. – 2013. – №4. – С.55-57. Текст: непосредственный

11. Ермакова Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. – СПб. : Речь, 2007. – 208 с. Текст: непосредственный

12. Жернова, Л.В. Формирование УУД на уроках литературы / Л.В. Жернова // ООО «ИНТОЛИМП. Текст: электронный – URL : https://intolimp.org/publication/formirovaniie-uud-na-urokakhlitieratury.html (дата обращения: 12.01.2022)

13. Иванникова С.Ю. Особенности формирования личностных УУД у младших школьников / С.Ю. Иванникова // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. – 2015. – №1. – С. 59-62. Текст: непосредственный

14. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2014. – №1. – С.67-72. Текст: непосредственный

15. Кузнецова, Н. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе / Н. В. Кузнецова // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.В. Карповой, 2018. – С. 130-133. Текст: непосредственный

16. Медведева Е.В. Основы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах / Е.В. Медведева // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей Междунар. научно-прак. конф. – 2017. – С. 171-174. Текст: непосредственный

17. Методика обучения литературе в начальной школе: учеб. для студентов вузов / под ред. М. П. Воюшиной. ‒ М.: Академия, 2010. – 284 с. 

18. Ничагина, А. В. Формирование метапредметных учебных действий в процессе совместной деятельности на уроке литературного чтения в начальной школе / А. В. Ничагина // Актуальные вопросы науки и образования В XXI веке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова, 2018. – С. 318-323. Текст: непосредственный

19. Поздеева С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой: уч.-метод. пособие. / С.И. Поздеева, Н.С. Хохом. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с. Текст: непосредственный

20. Стефаненко Н.А. От цели к результату: диагностика достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения / Н.А. Стефаненко // Начальная школа. – 2013. – №8. – С. 40-43. Текст: непосредственный

21. Типы и виды уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, и примерная структура урока каждого типа // Сообщество учителей-предметников «Учительский портал». Сайты учителей технологии. Текст: электронный. – URL : http://uchutrudu. ru/tipyi-i-vidyi-urokov-po-fgos (дата обращения: 23.02.2022). 

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Текст: электронный: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 57 (дата обращения 01.03.2022)

23. Фирсова, И.С. Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках литературы при изучении сказок / И.С. Фирсова // Филология и культура. Philology and culture. – 2013. – № 1 (31). – C. 268–271. 

Одним из важных педагогических принципов является принцип систематичности и последовательности. Рассмотрим суть данного принципа. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь¬ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
- формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
- деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;
- использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;
- осуществление межпредметных связей;
- проведение уроков обобщения и систематизации;
- координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.