Взаимосвязь интернет-зависимости и психологического здоровья подростков

Цель исследования: выявить и охарактеризовать взаимосвязь интернет-зависимости и психологического здоровья подростков
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.01.2023
Объем файла
186 Кб
Количество страниц
76
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Современные подростки родились в реалиях полной включенности человека в цифровое общество, в которых виртуальная реальность стала неотъемлемой частью современной жизни. Число пользователей Интернета стремительно растет, причем доля лиц в возрасте до 18 лет среди пользователей Всемирной паутины очень велика [1, с. 5].  Персональные компьютеры, легкий и быстрый доступ в интернет, огромные возможности Всемирной сети являются для них составляющими повседневной жизни. Одним из основных факторов, определяющих ускорение научно-технического прогресса и существенно влияющих на все сферы деятельности современной цивилизации, является применение автоматизированных информационных, вычислительных систем и комплексов, информационно-компьютерных технологий, развитых средств телекоммуникаций, спутниковой связи и Интернета, которые позволяют получить в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для достижения профессиональных, образовательных, культурных и других целей. Для детей и подростков, Интернет стал информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой объем информации, доступ к которой является свободным, не предназначен для детей по определенным моральным или этическим нормам. И если находясь в интернет-среде, у взрослых уже являются сформированными определенные понятия о моральных принципах, то в жизни детей данный процесс только модулируется, и, при недостаточном внимании со стороны взрослых, проводником во взрослую жизнь становится Интернет. При помощи виртуального мира в детское сознание наравне с информацией, положительно влияющей на развитие, также вторгаются негативные знания, представляющие угрозу физическому или психологическому здоровью детей и подростков. 

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     3

1 Теоретический анализ проблемы интернет-зависимости и психологического здоровья подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    6 

  1.1 Интернет-зависимость как вид аддиктивного поведения подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6

  1.2 Понятие «психологическое здоровье» в психологической науке и практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    16

  1.3 Внешние и внутренние факторы психологического здоровья подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21

2 Эмпирическое исследование взаимосвязи интернет-зависимости и психологического здоровья подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

  2.1 Характеристика выборки, методов и методик исследования . . . . . . .   27

  2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи интернет-зависимости и психологического здоровья подростков . . . . . . . . . . . . . . .  29

  2.3 Психологические рекомендации коррекции негативного влияния Интернет-ресурсов на психологическое здоровье подростков . . . . . . . .    38

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Список использованных источников 

1 Меликова, Н.Д. Влияние интернета на психику детей / Н.Д. Меликова // Universum: Психология образования. – 2015. – № 11. – С. 5 – 10.
2 Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: дисс. ... канд. пед. наук / Ф.А. Саглам. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2009. – 214 с.
3 Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: «Олсиб», 2001. – 251 с.
4 Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е. Корнеева // Мир семьи. – 2009. – № 7. – С. 19 – 23.
5 Леонтьева, А.Н. Россия молодая / А.Н. Леонтьева // Воспитание школьников. – 2015. – № 3. – С. 18 – 24.
6 Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев // Директор школы. – 2013. – № 9 – С. 13 – 18.
7 Максс, В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс // Молодой ученый. – 2014. – № 7. – С. 272 – 274.
8 Шатюк, Т.Г. Психопрофилактика аддиктивного поведения в студенческой среде: из опыта работы / Т.Г. Шатюк, О.А. Короткевич, Н.Г. Новак // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2017. – № 2. – С. 54 – 58.
9 Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Т.А. Шпикс. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG Heinrich-Bocking-Str, 2011. – 188 с.
10 Смагин, С.Ф. Аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин // Нева. – 2006. –  № 1. – С. 153 ¬– 165.
11 Калмыкова, Е.С. Роль типа привязанности в генезе и динамике аддиктивного поведения / Е.С. Калмыкова, М.А. Гагарина, М.А. Падун // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 107 – 114. 
12 Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
13 Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
14 Ворошилин, С.И. Расстройства привычек и влечений: феноменология проявлений и границы диагностики / С.И. Ворошилин // Журнал практического психолога: Научно¬-практический журнал. – 2008. –       № 2. – С. 34¬ – 47. ¬
15 Бельтюков, А.А. Аддиктивность – предмет психоаналитического исследования / А.А. Бельтюков // Уральский психоаналитический вестник. –               2012. – № 2. – С. 28 – 31.
16 Смирнов, А.В. Различия аддиктивного, пограничного и неаддиктивного типов интегральной индивидуальности на личностно-психологическом уровне / А.В. Смирнов // Научно-практический журнал. – 2015. – № 1. – С. 50 – 54.
17 Гришина, И. Психологические и социальные аспекты зависимого поведения / И. Гришина, К. Саликова // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2015. – № 19. – С. 18 – 23. 
18 Симонов, М.С. Аддиктивное поведение: факторы риска и условия формирования / М.С. Симонов, Д.Л. Симонова // Вестник ТГУ. – 2011. –                      № 11. – С. 300 – 303.
19 Валентик, Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ / Ю.В. Валентик // Наркология. – 2002. – № 9. – С. 21 – 26.
20 Шаломова, Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков /          Е.В. Шаломова  // Современные проблемы науки и образования. – 2014. –                   № 5. – С. 32 – 40.
21 Кураш, А.В. Аддиктивное поведение у подростков / А.В. Кураш // Психология: шаг в науку: сб. материалов Республиканской науч.-практ. конф. студентов и магистрантов. – Брест: БрГУ, 2014. – 342 с.
22 Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Гуманитарная экспертиза. – 2009. – № 2. – С. 189 – 193.
23 Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость – патология XXI века? / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и Экологии. – 2000. – № 1. – С. 11 – 13.
24 Лайпанова, Ф.Х. Феномен интернет-зависимости у подростков: причины и последствия / Ф.Х. Лайпанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53. – С. 254 – 260.
25 Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
26 Юрьева, Л.Н.  Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
27 Янг, К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24 – 29.
28 Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 с.
29 Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. –  № 1. – С. 90 – 100.
30 Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 480 с.
31 Баллонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Баллонов. – М.: Эксмо, 2002. – 245 с.
32 Репина, М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М.А. Репина, А.Ф. Фёдоров // Молодой ученый. – 2014. – № 20. –                                  С. 662 – 664. 
33 Ловпаче, Ф.Г. Психологические особенности интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира / Ф.Г. Ловпаче // Вестник АГУ. – 2017. – № 2. – С. 91 – 96.
34 Гинзбург, Э. Когда компьютер приносит беду / Э. Гинзбург // Обучение в России. – 2006. – № 11. – С. 68 – 69.
35 Берсенев, С.С. Риски формирования интернет-зависимости у подростков / С.С. Берсенев, В.В. Щебланова // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 5 – 3. – С. 124 – 128.
36 Абрамова, М.Г. Самосознание подростков в эпоху Интернета / М.Г. Абрамова // Человек. – 2010. – № 2. – С. 65 – 70.
37 Щекотуров, А.В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммункации / А.В. Щекотуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. – № 1. – С. 99 – 103.
38 Арламов, А.А. Социальные сети как фактор социализации подростков: особенность влияния и риски / А.А. Арламов, А.Н. Исджанян // «Педагогика и психология: проблемы и решения»: материалы международной заочной научно-практической конференции (29 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГУ. – С. 41 – 46.
39 Соколова, Г.Н. Здоровье как компонент качества жизни белорусского населения: социологический анализ / Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19 – 21 мая 2011 г. / под ред. Н.М. Римашевской. – Минск: Право и экономика, 2011. – С. 48 – 59.
40 Баякина, О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности / О.А. Баякина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – № 4 – 5. –                                   С. 1195 – 1200.
41 Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности / Н.Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 113 – 115.
42 Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
43 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Малоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
44 Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.
45 Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / К. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследования, 2015. – 200 с. 
46 Дубровина, И.В. О воспитании психологической культуры школьников / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии. – 2009. – № 3. – С. 43 – 48.
47 Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
48 Башкирева, Т.В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья / Т.В. Башкирева // Мир психологии. – 2007. – № 2. –  С. 140 – 151. 
49 Демина, Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. – 123 с.
50 Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 91 – 105.
51 Хусаинова, Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук / Р.М. Хусаинова. – Казань, 2006. – 192 с.
52 Ананьев, В.А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
53 Айварова, Н.Г. Факторы психологического здоровья молодежи / Н.Г. Айварова, А.Р. Шимельфених // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 19 – 24.
54 Ионина, О.С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка / О.С. Ионина // Вестник ЩГПИ. – 2017. – № 4. – С. 105 – 109.
55 Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2014. – 378 с.
56 Пантюк, И.В. Биологические факторы, влияющие на психическое здоровье населения Республики Беларусь / И.В. Пантюк // Вестник Белорусского государственного университета. – 2007. – № 2. – С. 59 – 64.
57 Хухлаева, О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании / О.В. Хухлаева // 3-я Российская конф. по экологической психологии (Москва, 15–17 сентября 2003 г.): тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. –  С. 174 – 175.
58 Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
59 Хухлаева, О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 5. – С. 81 – 90.
60 Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2002. – 342 с.
61 Тарская, К.Е. Изучение факторов сохранения психологического здоровья подростков / К.Е. Тарская // Actualscience. – 2016. – № 12. –                          С. 77 – 80.

Для того чтобы ребенок не испытывал болезненную привязанность к Интернету, можно использовать такое упражнение. Расскажите ему о том, как выглядит захламленный склад, в который складывается все, что только можно в определенном порядке или в беспорядке. Вместе с ребенком или другим родственником нарисуйте словесную картинку о том, какие вещи там могут храниться и как там можно что-то потом найти. При сложных случаях зависимости можно добавить несколько фраз о том, какой в этом складе беспорядок и как там грязно. А в грязи копаться не очень-то приятно.
После того как работа за компьютером закончена, не стоит резко вставать со своего рабочего места, лучше всего посидеть с закрытыми глазами пару минут. При этом наш мозг успевает перестроиться на другую работу, а именно: восстановить функции глазных мышц и способность видеть дальше полуметра. С закрытыми глазами представьте себе, что перед вами «Черный квадрат» Малевича. Что вы там видите? Да, все, что угодно, но важно увидеть спокойствие и услышать тишину. Еще можно мысленно представить себе, что все негативные эмоции собираются в один большой клубок и этот клубок выбрасывается в корзину для мусора, вы накрываете ее плотной крышкой и нажимаете кнопку на крышке «Стереть». Так можно закончить работу за компьютером. Все это описывается и читается долго, но в применении − это очень легко и быстро выполняется и запоминается. 
Второй блок должен решать задачи коррекции мотивационной сферы   подростков, которая достигается за счет комплекса игровых упражнений, различных видов деятельности и  направлена на проявление социально приемлемых эмоций, интересов, формирование навыков эмоционального контакта подростков друг с другом в реальном мире, а не в виртуальном, понимание учащимися своей мотивационной привязанности к Интернету.  
В этом блоке повышенное внимание должно быть направлено на стимуляцию подростков к реальному общению. Возможно использовать для этого специальные занятия с подростками в форме круглого стола «Будем дружбой дорожить», которые будут направлены на формирование в классе  дружеских отношений, положительного психологического климата.