Формирование творческих способностей младших школьников посредством аппликации на уроках технологии

Цель исследования: доказать, что аппликация на уроках технологии является эффективным средством для формирования творческих способностей у младших школьников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.01.2023
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Наше время – время информационных технологий – требует наличие не просто образованных специалистов, а творческих, нестандартно мыслящих людей. Главной задачей современного образования является воспитание и развитие творческой личности и свободно мыслящего человека. Во все времена творческая личность являлась двигателем процесса цивилизации, создавая небывалые ценности, которые отличались своей новизной.
Нынешней век технологий вызывает необходимость перерабатывать большие потоки информации, а как известно условием успешной карьеры прежде всего становится умение принимать нестандартные решения. 
Стремление к творчеству присуще всем. Творчество заложено в генах человека ещё до момента его появления на свет. Наиболее ярко эта черта проявляется в детстве, тем самым ребёнок стремится создать что-то новое, оригинальное и необычное, чего не было раннее. Исходя из этого определяется основная задача сущность которой заключается в необходимости формировании и развитии творческих способностей у человека.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

1.1. Сущность и содержание творческих способностей в исследовании отечественных и зарубежных учёных…………………………………………………………………. 7

1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте……………….......................................................... 15

1.3. Особенности организации уроков технологии посредством аппликации в начальной школе………………………………………. 25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников ………………………………………………… 35

2.2. Апробация системы работы на уроках технологии посредством аппликации как средство развития творческих способностей. ……..

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...

Список литературы

1. Алексеев А.А. Поймите меня правильно / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - СПб., 1993. – c 244

2. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов. Ростов-на-Дону – 2001.

3. Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. / Изд. Аст Пресс Клуб. -2008.- 8 с.

4. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание/А.В. Бакушинский–М.: Изд-во «Карапуз», 2009. – 8 с.

5. Баранов С. П. Педагогика: [Учебное пособие для пед. уч-щ] / С. П. Баранов [и др.]-М.: Просвещение, 1981. – 102 с.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 2010. – 388с.

7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

8. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: Адаптивная физическая культура: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Адаптивная физическая культура" и " Физическая культура" / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - Москва: Флинта, 2003. - 144 с.; 21 см.;

9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей/Н. К. Винокурова - М.: Издательский центр «Академия», 1999- 94 с.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: психолог. очерк: книга для учителя-3-е изд. / Л.С. Выготский.-М: Просвещение, 1991. -10 с.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

12. Государственный образовательный стандарт основного общего образования ПМР / Министерство образования ПМР. – М.: Просвещение, 2016.- 30 с.

13. Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. /М. А. Гусакова -3-е изд., доп. и перераб. –М.: Просвещение, 1987. -128 с.

14. Де Боно Э. Рождение новой идеи. Перевод с английского/ Под ред. и с послесловием доктора психологических наук профессора О.К. Тихомирова М.: Изд-во "Прогресс", 1976. – 5 с.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

16. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. / Н.В. Дубровская.-Изд. Астрель, Сова. -2010.-6-10 с.

17. Жестков В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии/В. В. Жестков // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — 19-22 с.

18. Игнатьев Е. И. Психология изобразительного творчества/ Е. И. Игнатьев –М.: Просвещение, 1993. -272 с.

19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр. / Е.П. Ильин- СПб., Питер, 2008. – 8 с

20. Козлов В. В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души [Электронный ресурс] Современная психология и психотерапия /В.В. Козлов.-Москва, Институт консультирования и системных решений, -2017 г.-с. 6

21. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - c.14.

22. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) /В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова - М.: Просвещение, 1987. - 78 с.

23. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ/ В. А. Крутецкий -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. -336 с.

24. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-электронный ресурс

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

26. Лук А.Н. Мышление и творчество/ А. Н. Лук. - М., Политиздат, 1976.-с.5 

27. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – С. 42-58.

28. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация /Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001. —4 c.

29. Мамзурина А.А. Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках технологии. / А.А. Мамзурина.-Якутск. – 2017

30. Методика изобразительной деятельности и конструированию/ Под. ред. Т. С. Комаровой - М.: Просвещение, 1985. -177 с.

31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Р. С. Немов 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -164 с.

32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова – 28-е изд. перераб. –  М.: Мир и образование, 2014. – 1376 с. 

33. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. – 224с.

34. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников/ Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1990 - №1, 16-19 с.

35. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. /Я.А. Пономарёв - М.: Педагогика, 1976. – 18 с

36. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе/ Е.Е. Рожкова – М.: Просвещение, 1980. – 7 с. 

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 382 с.

38. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

39. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. - Ростов н/Д: Феникс. 2007. –c 427-428

40. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.В. Терехова. – Екатеринбург, 2002. – 110 с.

41. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.

42. Филиппова О.Г. Психолого-педагогическое пространство детства: сборник научно-методических статей / под ред. О.Г. Филипповой.-Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. – 41 с.

43. Хуторской А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф., посвящ. памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.72-75.

44. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение: теория, методология, практика» М: Международная педагогическая академия, 1998.

45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2013. –607 с.

46. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. / И.О. Шкицкая. Изд. 5-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011- 8 с.

47. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособия для учителей во внек. работе/ И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова 2-е изд.-М.: Просвещение, 1990 -20-24 с.

48. Яковишина Т.Л. Рабочая программа по предмету «Технология» начального общего образования. / Т.Л. Яковишина, В.Н. Жукова, А.Д. Гавриленко.-Тирасполь, 2013.-5-6 с.

49. https://vikent.ru/enc/2195/

Чаще всего встречалась ошибка в нанесение большого количества клея на изделие и вырывание больших кусочков бумаги для выполнения работы в технике мозаики. Данные минусы делали работу не аккуратной. 
При завершении работы учащимся предлагалось дополнить работу различными элементами, (такими, как птицы, облака, солнышко, добавление у животных лица и т.д.). Благодаря таким задумкам у учащихся формировались творческие способности.  
Заключительный этап был направлен на анализ работ учащихся. Работы учащихся были вывешены на доске, после чего учащиеся участвовали в обсуждении работ.  
На занятии по теме «Мир геометрических фигур» (Приложение 7), после определения темы урока, вспомнили вместе с учащимися, что изучает наука геометрия и какие геометрические фигуры учащиеся знают с малых лет. Затем рассмотрели эскизы работ, выполненные детьми. Учащиеся, воссоздав целостный образ, приступают к выполнению практической работы.
Данный урок совершенствует творческие способности учащихся так, как позволяет, используя только геометрические фигуры, собрать задуманную ребёнком картину. Ученик, подбирая и выстраивая фигуры, получает целостный образ.