Формирование умений общения со сверстниками у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Введение
Актуальность исследования. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с людьми возникают, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника — игровая и познавательная. Родители современных детей сами принадлежат, увы, уже к «неиграющему» поколению. Они часто сами не умеют играть. Можно сказать, что у взрослых регулярно не хватает времени. Педагоги утверждают, что дети, собравшись вместе, не могут придумать себе занятия, с трудом объединяются в группы, ждут инициативы от взрослого. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Введение……………………………………………………………………...............4
Глава 1. Формирование умений общения как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………..8
1.1. Определение понятий «общение», «умения», «навыки», «коммуникативные умения», «умения межличностного общения», «коммуникативные навыки», их характеристика и структура…………………...8
1.2. Учёные-теоретики и педагоги-практики о путях формирования умений общения у старших дошкольников………………………………………………..13
1.3. Возрастные особенности современных детей старшего дошкольного возраста. Характеристика особенностей межличностного общения старших дошкольников……………………………………………………….……………...17
Выводы по главе 1………………………………………………………………….20
Глава 2. Игра как социально-педагогический феномен………………….….22
2.1. Суть понятий «игровая деятельность», «игра»…………………………….22
2.2. Классификация игр, значение игр для развития старших дошкольников..26
2.3. Понятие и характеристика сюжетно-ролевой игры. Её роль в формирований коммуникативных умений……………………………………….31
2.4. Описание опыта педагогов-практиков по использованию сюжетно- ролевых игр для развития умений межличностного общения………………..…36
Выводы по главе 2………………………………………………………………....40
Глава 3. Диагностическая …………………………………………………..…...42
3.1. Исходная диагностика…………………………………………………………42
3.1.1.Изучение межличностных отношений в группе…….................................42
3.1.2 Выявление особенностей общения семье………………………….………46
3.2. Программа по формированию умений общения со сверстниками у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры ……………………………50
3.3. Описание организации и хода эксперимента…………………………….…..55
3.4. Итоговая диагностика……………………………………………………...….61
Заключение…………………………………………………………………...……65
Библиографический список……………………………………………………..67
Библиографический список
1.Алавидзе Т.Л. Социальная психология в современном мире: Учеб. Пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк, и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
2.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с
3.Баблумова М.Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Баблумова Марина Евгеньевна; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. – Москва, 2014. – 22 с.
4. Бодалев А.А. личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
5.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
6. Боровикова Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности / Л.В. Боровикова // Детский сад : теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 56-61
7.Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М. : Аркти, 2011. – 96 с.
8.Веракса Н.У. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса – М.: Мозаика – синтез, 2014. –368 с.
9.Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулиро¬вания в нравственном воспитании младших школьников: метод пособие. – Пермь, 2005.
10. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога»: Харвест; Минск; 1998
11. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
12.Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Емельянова Ирина Алексеевна; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.
13.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.: ил – (Профессиональное образование).
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. второе, доп., пере- раб. - М. : Издат. корпорация «Логос», 2004. - 384 с.
15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. – СПб., 2005.
16.Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина – Ярсл.: Академия развития, 1996. – 240 с.
17.Кононова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2006. – 19 с.
18.Курочкина А.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведе¬ния у дошкольников. – М., 2001.
19.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004. – 368 с
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев.- -
М.:. Просвещение, 2005 - 214 с.
21.Лесгафт П.Ф. Педагогика. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 375 с. — Серия : Антология мысли
22.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.
23.Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - Москва: Просвещение, 1983 - с.144
24.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512с.
25.Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ./ А.П. Панфилова. – Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
26.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999 — 592 с
27.Петровский А.В., М.Г. Ярошевский Психология: 6-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 512с.
28.Панферова В.Н. Психология: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2013. — 480 с.: ил.
29.Полякевич Ю.В., Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина – Волгоград: Учитель, 2016. – 159 с.
30.Селевко Т.К., С 29 Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с
31. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
32.Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
33.Филиппова Ю.В., Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет Издательство: Академия развития. 2006. 160 с.
34.Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 17-22
35.Эльконин Д.Б. Э53 Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
36.Тищенко В.А. Классификация коммуникативных умений студентов / В.А. Тищенко // Знание. Понимание. Умение. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/(дата обращения: 01.04.2020).
37.Овсянникова М.П., Кутняк А.А., Балакина И.Н., Значение игры для дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 347-350. — URL [Электронный ресурс]. https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 01.04.2020).
38.Международный журнал прикладных и фундаментальных исследованийURL: [Электронный ресурс]. https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11082 (дата обращения: 31.03.2020)
39.«О природе человеческого общения» - В. Соковнина [Электронный ресурс]. http://www.koob.ru/sokovnin/ (дата обращения 31.03.2020)
40.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303-323 [Электронный ресурс]. https://lektsii.org/6-44467.html (дата обращения 31.03.2020)
41.Значение игр в формировании личности [Электронный ресурс]. http://doshkolnik.ru/psihologiya/22201 znachenie-igr-v-formirovaniilichnosti.html (дата обращения 31.03.2020)
42.Практическая психология. Научно методический журнал [Электронный ресурс]. https://pro-psixology.ru/ (дата обращения 01.04.2020)
43.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с. [Электронный ресурс] https://freedocs.xyz/docx-163823915 (дата обращения 22.05.2020).
44.«Международный образовательный портал МААМ» Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. Идея: Вовченко Е.А. [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-syuzhetno-rolevaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-navykov-obschenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 22.05.2020).
45.Новейший философский словарь [Электроный ресурс] https://gufo.me/dict/ozhegov/игра (дата обращения 07.06.2020).
Девятая сюжетно – ролевая игра «Возращение домой» цель: стимулировать положительные эмоции и доброжелательное отношение к встречающим. В процессе игры штурман Арсений Н. проложил (нарисовал) карту возвращения домой, бортинженер Матвей М. проверил ракету на наличие поломок. Все свои действия космонавты согласовывали с капитаном Егором В.. Капитан дал предстартовый отсчёт, ракета полетела. Перед приземлением все свои действия по посадке корабля капитан согласовывал с руководителем (педагог). Ракета приземлилась. После приземления ракеты космонавты прошли медицинский осмотр доктором Самирой Г.. Родственники организовали концерт, рассказывали стихи, пели песни, танцевали. Было заметно, что каждый ребёнок старается проявить себя, что может свидетельствовать о вовлечённости детей в процесс игры. Следующая сюжетно – ролевая игра «Репортёр» проходила в пресцентре (группа). Перед нами стояла цель: развитие внимания, образного мышления участников игры, умения одновременно выполнять несколько заданий, сплочение коллектива, развитие навыков воображения, творческих способностей. В игру были введены новые роли – репортёры - все дети группы за исключением космонавтов. Каждый репортёр (ребёнок) задавал вопрос космонавтам. Соня Ш. задала вопрос: «Как выглядит планета, на которую они летали?». И попросила ответить капитана Егора В.. Диана Б. задала вопрос: «С какими космическими телами космонавты встретились в пути». Ульяна А. спросила, как космонавты кушали в космосе. Обсуждение проходило активно, каждый старался задавать вопрос, а космонавты подробно отвечали. Игра подошла к концу.