Развитие конструкторских умений у младших школьников при изучении геометрического материала
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – это мир геометрии. Окружающие нас здания, интерьеры квартир, клумбы, космические корабли, бытовая техника, всё, что вокруг нас – это объекты, которые имеют определённые формы. Для того чтобы окружающий нас мир был ещё прекраснее, дизайнеры, архитекторы, конструкторы и другие специалисты обязательно должны иметь геометрические знания и умения. Но не только им необходимы эти знания и умения. Любой человек постоянно использует их в своей жизнедеятельности. Поэтому геометрия является одной из древнейших наук, возникшая из жизненных потребностей: как правильно отмерить земельный участок, провести дорогу, как возвести дом, чтобы он не упал, как расставить мебель в комнате и т.д. Практические жизненные цели привели к возникновению геометрии.
Анализируя практические задачи, связанные с геометрией, человек развивает своё пространственное мышление, конструкторские умения, закрепляет свои теоретические знания о геометрических понятиях.
Рассматривая различные статьи педагогов средней и начальной школ, можно сказать о том, что больше всего выпускники испытывают
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методические основы формирования конструкторских умений у младших школьников при изучении геометрического материала.
1.1. Понятие конструкторских умений и проблема их формирования у младших школьников.
1.2. Геометрический материал в начальной школе и его возможности в формировании конструкторских умений у младших школьников.
1.3. Анализ геометрического материала по разным УМК для начальной школы.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию конструкторских умений у младших школьников при изучении геометрического материала.
2.1. Выявление уровня сформированности конструкторских умений у младших школьников при изучении геометрического материала.
2.2. Разработка и практическое использование развивающих упражнений при формировании навыков изучения геометрического материала с учетом развития конструкторских умений.
2.3. Методические рекомендации по формированию конструкторских умений у младших школьников при изучении геометрического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВЕДЕНИЕ
Современный мир – это мир геометрии. Окружающие нас здания, интерьеры квартир, клумбы, космические корабли, бытовая техника, всё, что вокруг нас – это объекты, которые имеют определённые формы. Для того чтобы окружающий нас мир был ещё прекраснее, дизайнеры, архитекторы, конструкторы и другие специалисты обязательно должны иметь геометрические знания и умения. Но не только им необходимы эти знания и умения. Любой человек постоянно использует их в своей жизнедеятельности. Поэтому геометрия является одной из древнейших наук, возникшая из жизненных потребностей: как правильно отмерить земельный участок, провести дорогу, как возвести дом, чтобы он не упал, как расставить мебель в комнате и т.д. Практические жизненные цели привели к возникновению геометрии.
Анализируя практические задачи, связанные с геометрией, человек развивает своё пространственное мышление, конструкторские умения, закрепляет свои тео
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова С.П. Программа «Введение в геометрию»/ С.П. Абрамова // Современный урок. - 2009. - №1. - С. 122-128.
Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 1 класс в 2ч. -Самара: Развивающее обучение, 2019 – 128с.
Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 2 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 128с
Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 3 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 144с
Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 4 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 144с
Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
Белошистая А.В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – №2. – 2018. – С. 4-12.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. − М.: ВЛАДОС, 2016. − 455 с.
Величко, Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю. В. Величко. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. − № 2-3. – С. 629−631.
Власова И.С. Дидактические игры как средство повышения эффективности урока математики // Начальная школа. – 2009, №12. С.43
Волкова С.И. Математика и конструирование. 1 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.
Волкова С.И. Математика и конструирование. 2 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.
Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.
Волкова С.И. Математика и конструирование. 4 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019
Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие
Например, если предложить ученикам изготовить предмет определенной формы и при этом предоставить для работы материалы, не позволяющие точно скопировать образец. В этом случае обучающиеся должны будут мысленно «перевести» все детали образца в соответствующие им аналоги.
Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструкторской деятельности, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора [45, с. 39]. При данном способе организации занятия образец как объект копирования отсутствует; нет и модели, которая давала бы представление о том, что должно получиться.
Все эти умения, которые входят в конструкторские способности, необходимы не только в деятельности, связанной с изготовлением материальных объектов, но и в других видах деятельности, в частности учебной. В связи с этим Л.В. Трубайчук в своих работах говорил, что процесс формирования конструкторских способностей — это фактор «развития познавательной компетенции» [71, с. 88]. Помимо это