Нравственно-эстетическое воспитание старших дошкольников в детском саду посредством использования православных мотивов в их декоративно-прикладном творчестве
Введение
Актуальность исследования. Современные дети живут в условиях всё возрастающего потока информации. Потеряны прежние социальные гарантии, утрачены духовно-нравственные ориентиры, что активно подпитывается массовой культурой, а также телевидением, интернетом, СМИ и т.д. Данная оторванность меняет детские идеалы, делает их зависимыми от материального благосостояния. Проблема возвращения детей к исконно русской нравственной культуре вследствие этого представляется чрезвычайно актуальной.
Велико значение опыта для духовного развития всего общества, а в том числе и дошкольников, их нравственно-эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров, традициями Православной Руси. Декоративно-прикладное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает им взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия: нести в мир детства многие
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава Ι. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников в детском саду посредством использования православных мотивов в их декоративно-прикладном творчестве
1.1 Содержание нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников……………………………………………………………………10
1.2 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...19
1.3 Традиции православной культуры и их отражение в декоративно-прикладном искусстве…………………………………………………………...26
1.4 Декоративно-прикладное творчество как способ нравственно-эстетического воспитания старших дошкольников ..........................................35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственно-эстетическому воспитанию старших дошкольников в детском саду посредством использования православных мотивов в их декоративно-прикладном творчестве.
2.1 Методические материалы по нравственно-эстетическому воспитанию старших дошкольников в детском саду посредством использования православных мотивов в их декоративно-прикладном творчестве ……………………………………………………………………......48
2.2 Программа «Рождественские звёздочки»…………………………...59
2.3 Содержание и итоги опытно-экспериментальной работы................73
Заключение…………….…………………………………………………93
Список использованных источников………………………....................
Приложения...……………………………………………………………….
Список использованных источников.
1 Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе [Текст] / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. — № 2. — С. 12-22.
2.Алексеева Г. Г. «Нравственное воспитание на основах православия»
[Текст] / Алексеева Г. Г// авторская программа для дошкольного и младшего
школьного возраста г. — Вольск, 2016— 62 с.
3. Ануфриев, А. А. Психология творчества [Текст] / А.А. Ануфриев. — М.: Инфра-М, 2013. — 456 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
6. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Болдырев — М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
7. Болотина, Л. Р. Нравственные отношения как социальная, психологическая и педагогическая категория / Л. Р. Болотина // Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И. Ленина; Ю. П. Сокольников (отв. ред.), Л. Р. Болотина, Г. М. Коджаспирова. — М., 1984. — С. 33-46.
8. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. — Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. — 23 с.
9 Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Л. П. Разбегаевой и др. – Волгоград, 2005. — С. 142-152.
10. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Эксмо, 2014. — 145 с.
11. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей. — М
Принято считать, что монахи изготавливали для деток и лоскутные игрушки, мягкие звенящие мячи, в которые вшивались частичка облачения или покровца. Матушки Покровского женского монастыря в Хотькове также шили уникальные игрушки, о чём свидетельствуют очевидцы.
Подводя итог можно заключить, что исторические традиции России, начиная с принятия Православия и до нашего времени, чрезвычайно многообразны и многоценны для всех поколений Россиян. Это объясняется тем, что культура Руси формировалась под воздействием Православия, которое являлось ядром, затрагивающим все основные отрасли общественной жизни, прежде всего, духовную сферу общества. В результате в её историческом развитии сформировался уникальный феномен — православный образ (уклад) жизни. Эта сфера культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, устойчивых стереотипов социального поведения, стала неотъемлемой частью российской действительности.