Формирование познавательного интереса у обучающихся 5-х классов на уроках математики посредством дидактических игр
Введение
В Концепции развития образования в Российской Федерации на 2016 - 2020 года указано, что развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентированную на практические навыки и фундаментальные умения, то есть подготовка разносторонне развитой (компетентной) личности.
С 1 февраля 2011 года был произведен переход к Федеральным государственнымобразовательнымстандартамосновной общеобразовательной школы. В данном документе определены все личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо совершенствовать у обучающихся для их успешной социализации.
Одним из способов достижения намеченных ориентиров - это формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса, а, следовательно, задача учителя активизировать познавательный интерес учеников на различных предметах, в частности на уроках математики.
Проблеме познавательного интереса обучающихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические особенности формирования познавательного интереса у обучающихся в процессе обучения математике 5
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» 5
1.2. Средства формирования познавательного интереса у обучающихся в процессе обучения математике 10
1.3. Особенности дидактических игр, как одного из средств формирование познавательного интереса 16
Выводы по I главе 22
Глава II. Методические особенности формирования познавательного интереса в процессе обучения математике 23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5 классов. 23
2.2. Требования к организации дидактических игр, способствующих формированию познавательного интереса обучающихся в 5 класса 25
2.3. Комплекс дидактических игр для обучающихся 5 класса, направленный на формирование познавательного интереса 30
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Список литературы 47
Список литературы
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М. : Владос, 2003 – 400 с.
Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова; Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005.- 100с.
Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. -М. : 1972.-С. 7-44.
Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборн ик статей. – М. : Книга По Требованию, 2013.
Гилмуллина, Р.Ш. Дидактическая игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2013/01/07/didakticheskaya-igra, 15.12.2017
Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – С.-П.: Речь, 2005.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика – Волгоград: Учитель, 2010
Далингер, В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3.
Дашинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дашинский. Учебное пособие для 5-6 классов для общеобр. учер.. М. : Просвящение,1972. – 144 с.
Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. Электронный журнал. – 2011. - №4. – с.3.
Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельности подхода: Кн. Для учителя/ О.Б. Епишева. – М. : Просвещение, 2003.
Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка : в 2-х т. / Т.Ф. Ефремова. – М. : Рус. Яз., 2000.
Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М. : МПСИ, 2010. – 448 с.
Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М Осмоловская. – М., 2011.
Концепция развития образования на 2016-2020 годы Те
− Углубление знаний теории;
− Контроль знаний;
− Самоопределение в мире увлечений и профессий;
− Развитие мышления;
− Общение со сверстниками;
− Воспитание сотрудничества и коллективизма;
− Развитие волевых качеств.
− Приобретение новых знаний и способов деятельности;
− Формирование адекватной самооценки;
− Организация свободного времени;
Дидактические игры способствуют:
− прочному усвоению обучающимися изучаемого материала, расширению кругозора обучающихся;
− развитию у обучающихся творческого мышления, воображения, фантазии;
− практическому применению способов деятельности, полученных как на уроках и так на внеурочных занятиях;
− воспитанию самостоятельности и силы воли в работе, нравственныхвзглядовиубеждений,саморазвивающейсяисамореализующейся личности.
К дидактическим играм предъявляется ряд требований:
К содержанию. Чтобы играть успешно, обучающиеся должны знать тот материал, который будет использован в игре. Э