Педагогические условия взаимодействия педагога и детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в процессе которой осуществляется всестороннее развитие ребенка, развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развивается у детей интерес к различным видам игр. Развивается всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное) развивается самостоятельность, инициатива, творчество, навыки саморегуляции; формируется доброжелательное отношение к сверстникам, ребёнок учиться взаимодействовать, договариваться и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. В процессе различных видов деятельности происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Игра в дошкольном детстве имеет развивающую ценность. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослым. Игра станет средством воспитания и обучения, если она будет включена в целостный образовательный процесс. Ведя игру, организуя жизнь детей в игре, педагог влияет на все аспекты развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение в целом. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Проблема взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста в игровой деятельности в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 . Роль педагога в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Внедрение игровых технологий в педагогический процесс ДОУ 21
2.2. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2009. – 144 с.
2. Белкина В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками : психологический и педагогические аспекты / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 201 c.
3. Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. – Ярославль: Канцлер, 2011. – 305 c.
4. Богуславская З.М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / Смирнова Е.О. – Москва: Просвещение, 1991. – 206 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 398 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с.
7. Давыдов В.В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / В.В. Давыдов. – Москва: Просвещение, 2008 – 306 с.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1996. – 544 с.
9. Игра со всех сторон : Соврем. исслед., междисциплинар. подход, практ. рекомендации, взгляд в будущее / Е.C. Жорняк. – Москва: Прагматика культуры, 2003. - 431 с.
10. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / Микеляева Ю. В., Сидоренко В. Н.; Москва: Айрис-пресс, 2014. – 112 с.
11. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 107 c.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - Москва: Академия, 1999. – 232 с.
12. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. — Москва: Просвещение, 1976. – 239 с.
13. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. – 640 с.
14. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – Москва: Академия, 2001. – 240 с.
15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – Москва: Педагогика, 1984. – 112 с.
16. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. 1998. № 4. С.79-84.
17. Петровский В.А. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Кларина Л.М. Смывина Л.А.. – Москва: Педагогика, 2003. - С. 120.
18. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. – Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012. – 50 с.
19. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М. М. Рубинштейн. - Москва: Задруга, 1920. - 540 с.
20. Русина Е.И Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с дошкольниками в процессе познавательной деятельности : монография / Е. И. Русина - Ульяновск: УлГПУ, 2008. - 126 с.
21. Смирнова Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 15-24.
22. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении[1]. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Для детей 2-З-х лет возможна организация игровой ситуации типа «Что катится?» - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?» Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик – нет». Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.