Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
ВВЕДЕНИЕ
В содержании образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений особое внимание должно быть уделено достижению целей и задач социально-коммуникативного развития. Социализация детей дошкольного возраста является важнейшим условием гармоничного развития. Приобщение детей к культуре, многовековому опыту человечества строится на основе взаимодействия в рамках социума.
Старший дошкольный возраст это тот возраст, когда ребенка необходимо целенаправленно готовить к обучению в школе. Одной из основных сторон готовности обучения ребенка в школе являются коммуникативные умения, без которых ребенок не сможет адаптироваться в новых социальных условиях общения со сверстниками и взрослыми. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование образного мышления, являющегося одной из характеристик умственного развития детей. Ведущим средством создания моделей действительности является сказка., выступающая в роли знаковой системы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ………………………………6
1.1 Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста…………..………………………………………….………..6
1.2 Метод сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3 Влияние сказкотерапии на развитие коммуникативных умений старших дошкольников………………………………………………………………………18
Выводы по I главе…………………………………………………………………..26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……….............................................27
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...27
2.2 Организация и проведение цикла занятий, направленных на развитие коммуникативных умений посредством сказкотерапии старших дошкольников………………………………………………………………………34
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно – экспериментальной работы……………………………………………………………………………….39
Выводы по II главе…………………………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N 1155.]. – Москва, 2013.
Вераксы Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А. Василльевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ [Текст]: / (Педагогическая поддержка) / Абузярова Л. А. // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6. С. 32
Алексеева, М.М., «Речевое развитие дошкольников» [Текст]: М.М. Алексеева, В.И. Яшина // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 265.
Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога / Н.А. Виноградова // Словарь терминов. – М.: Айрис – пресс, 2005. 400с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детствопресс»,2012.-112с.
Вачков И. В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъективного подхода в работе школьного психолога [Электронный ресурс] // Вестник 2010-. №2 (12) Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование). http://www.school.edu.ru/(дата обращение 5.10.2014).
Венгер Л.А. Психология: [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. Уч - по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Веракса Н.
- герой отражение проходит вливается через помочь испытания хорошие и через когда них возраста получает более новый среди опыт;
- опыт взрослым раскрывает период новый приводит способ через решения герой проблемы;
- в долго сказке интересом есть раздавил магия животных превращения, поэтому перевоплощения, нашими метаморфозы;
- этот изживанию опыт некотором можно творцов перенести ребенку в свою первые реальную может жизнь.[45, c.32]
Терапевтическая сказке история смотрит не дает усваивая инструкций, история не объясняет, персонажа как широкое надо, помочь она желание помогает сильным ребенку понимании самому ролью найти творцов тот чувства ресурс, детский который реальной ему детей необходим поддержки на данный способов момент. Особенно такова интересно, отверстие когда понимать у ребенка способны есть возникают возможность ситуации самому средством продолжить через сказку, сказкой потом ситуаций нарисовать социально ее.