Тестовые задания по музыкально-теоретическим дисциплинам в теории и практике музыкального образования детей (на материале учебной работы с учащимися ДМШ и ДШИ)
ВВЕДЕНИЕ
В системе современного музыкального образования России, начиная с 2012 года, в связи с принятием Федерального закона N 273 «Об образовании в Российской Федерации» происходят изменения. В письме Министерства культуры РФ от 22 октября 2019 г., содержащем Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности в области искусств, обозначена цель реализации дополнительных предпрофессиональных программ, которой «является выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств» [77]. Все это в совокупности приводит к необходимости пересмотра, корректировки существующих методов, форм и средств обучения, среди которых широкое распространение получили тестовые формы контроля.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ТЕСТИРОВАНИЯ………..………………………………………………….......7
История тестологии как научного направления педагогики....................7
Теория тестологии как научного направления педагогики.....................17
ГЛАВА 2. ТЕСТОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ДМШ И ДШИ…..……31
2.1. Обзор современных научно-обоснованных методов оценки результатов обучения в области музыкального искусства…………………………..31
2.2. Авторские тестовые задания по дисциплине «Музыкальная литература»……….…………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…79
БИБЛИОГРАФИЯ…………..…………………………………………………81
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов. - автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург. 1994. – 32 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили - М. Педагогика, 1984. - 297 с.
3. Ашлапова, Т.В. Система контроля-знаний // Среднее профессиональное образование. 2003. - № 11. - с. 39 - 44.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общепедагогический аспект / Ю.К. Бабанский - М. 1977.- 254 с.
5. Байрамова, Ж.А. Тестовый контроль знаний как средство организации учебной деятельности студентов: 13.00.01 общая педагогика. Дисс . канд. пед. наук. / Ж.А. Байрамова. - Махачкала: 1999. – 171 с.
6. Безштанько, А.А. Контроль знаний студентов // Специалист. 2002.- № 3. - с. 13 -14.
7. Белый, Ю.А. О методике определения действенности и надежности тестов в зарубежной педагогике // Советская педагогика. 1969. - №8. - с. 11.
8. Бернштейн, М.С. К методике составления и проверки тестов. / М.С. Бернштейн - М. 1988. -13 с.
9. Беспалько, В.П. Программированное обучение. // В.П. Беспалько. - М. 1970. -с. 47 - 48.
10. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. / В.П. Беспалько. - Воронеж, Изд-во Воронеж. Ун.-та, 1977. - 300 с .
11. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика. Лекции по нетрадиционной педагогики ⁄ В.П. Беспалько. – М. Народное образование, 2008.- 10 с.
12. Блонский, П.П. Педагогические взгляды. / П.П. Блонский. М.-1997. (20 п.л.).
13.Бричев, О.М. Система методов контроля как средство повышения качества обучения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / О.М. Бричев. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. - 21 с.
14. Божович, Е.Д. Индивидуальный опрос на уроке // Советская педагогика. / Е.Д. Божович, Ю.Э. Ефремова. - 1986. - №7. - с. 16.
15. Бурцев, И.К. О тестировании. // И.К. Бурцев. - Московский Лицей. 1997. - №1. - с. 6.
16. Воскерчьян, С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников. // С.И. Воскерчьян. - Советская педагогика. 1983. - №10. - с. ЗЗ.
«это уровень, который является венцом всякого обучения. К творческой можно относить такую деятельность, при выполнении которой создается абсолютно новая информация».
Далее перейдем к рассмотрению требований по составлению разного типа тестов. Отличие четырёх видов контроля заключается в их содержании, объеме/времени и в форме предъявления. Для сравнения обратимся к таблице.
Тип теста Входящий
(на остаточные знания)
Текущий
(проверочные работы, викторины, конкурсы)
Промежуточный
(контрольная в конце изучения темы или в конце четверти) Итоговый
(годовая контрольная, контрольная за весь курс) степень трудности и глубины охвата содержания учебного материала
Тестируются только базовые знания Ограничена одним разделом темы и одним трудным заданием Ограничена одной темой, допускает несколько тем четверти Все темы класс заданий Задания класса А 2 задания класса А, 3 задания класса В 3 задания класса А, 4 задания класса