Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические качества, среди которых ведущее место занимает координация движений. В тоже время, традиционные занятия по физическому развитию в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), как правило, не соответствуют общей цели – достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и физических качеств.
Актуальность развития физических качеств дошкольников отражена
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в разделе «Физическое развитие» и заключается
в приобретении двигательного опыта поведения детей, связанного
с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также правильного не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений [59].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1. Проблема развития координации движений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях……………............................................................ 7
1.2. Танцевальная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста…………………………………………... 16
1.3. Особенности развития координации движений старших дошкольников посредством танцевальной деятельности…….. 22
Выводы по главе ……………………………………………………………... 32
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….. 34
2.1. Выявление уровней развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста……………………………….. 34
2.2. Содержание работы с детьми по развитию координации движений посредством танцевальной деятельности ………… 42
2.3. Анализ и обобщение результатов на контрольном этапе исследования…………………………………………………….. 49
Выводы по главе ……………………………………………………………... 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные прoблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. ХIV международной науч.-практ. конф. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. - 192 с.
2. Аракелян, О.Г. Развитие координации движений в детском саду: Учебное пособие / О.Г. Аракелян, под. ред.: А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. – М. : Академия, 2014. – 306с.
3. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013. – N 10. – С. 18-26.
4. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / Бальсевич В.К., Королев М.Н., Майорова Л.Т. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - N 10. - С. 21- 24.
5. Бесшапошникова, С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бесшапошникова С.Ю. - Ярославль, 2006. - 23 с.
6. Бойко, В.В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Между -нар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 360-362.
7. Бондарева, В.Н. Взаимодействие хореографа и музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста. /В.Н Бондарева, Т.В. Белобрюхова// Актуальные проблемы современного образования. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. - 2012. - С. 65-68.
8. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста / А.И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 2015. – С. 12-30.
9. Быкова, А.И. Развитие движений у детей / А.И. Быкова, Т.И. Осокина. - М., 2000. – 124 с.
10. Вайсвалавичене, В. Ю. Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе
11. Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчковский // Здоровье. - 2010. - № 6. - 25 с.
12. Герасимова А.А. Информативные показатели, определяющие структуру физического состояния детей 5-6 лет/ Герасимова А.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М., Копылов Ю.А. // Материалы конференции XXVI Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», Коломна, 2016 C. 42-46
13. Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - №4. - С. 50-53.
14. Горелов, А. А. Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников / А. А. Горелов, Е. В. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 19-22.
15. Горшков, В.П. Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности дошкольников / В.П. Горшков, В.П. Ворошнин. – Челябинск : Буква, 2014. – 19 с.
16. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей детских садов / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 120 с.
17. Далова, А.В. Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях [Электронный ресурс] / А.В. Далова. – 2015. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/05/20/kursovaya-rabota-formirovanie-koordinatsii-dvizheniy-sredstvami (дата обращения: 12.03.2022).
18. Дмитриев, А.П. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания / А.П. Дмитриев. – М. : АСТ, 2012. – 17 с.
19. Казакова М.С. Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Дис. .канд. пед. наук, М., РГАФК, 2002. -15 с.
20. Киевская О.Г. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическое состояние детей 7-8 лет, проживающих в условиях Кольского Заполярья: Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2001.- 19 с.
21. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М. : Логос, 2013. – 144 с
22. Комплексная программа физического воспитания для ДОУ РС (Я) «Кэнчээри» / Под редакцией В.П. Васильева, О.А. Уржумцева.
23. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 2 (8). - С. 86-89.
24. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 2. - С. 56-60.
25. Лукина, А.Г. Традиционные танцы саха: Идеи, образы, лексика / А.Г. Лукина. - Новосибирск: Наука, 2005. - 35 с.
26. Майорова, Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина. - Красноярск, 2006. - С. 37-40.
27. Макеев, А.Р. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста : Методические рекомендации / А.Р. Макеев. – М. : Логос, 2013. – 287 с
28. Максимова, Е.Г. Развитие координации и гибкости детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс] / Е.Г. Максимова – Режим доступа: (дата обращения: 21.03.2022).
29. Матвеева, С.З. Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников [Электронный ресурс] / С.З. Матвеева. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tancevalnaya-deyatelnost-sredstvo-razv.10152216579 (дата обращения: 19.03.2022).
30. Мартынова, А.С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А.С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Благовещенск, 2016. - С. 89-98.
31. Межидов, М.С. Развитие координационных способностей детей 6-7 лет посредством подвижных игр / М. С. Межидов, С. А. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162-167.
32. Менджерицкая, Д.В. Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в детском саду / Д.В. Менджерицкая. – М. : Логос, 2011. – 89 с.
33. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2010. – 57 с.
34. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М. : Академия, 2013. – 268 с
35. Мухина, М.П. Обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам. Инновационные подходы / М.П. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С. 104-108.
36. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координации по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003. - №8.- С. 1921.
37. Национальный якутский танец в качестве современной культуры Якутии (тезисы докладов). с. Майя, 22-23 декабря 2003. - Якутск, 2006. - С. 11 -20.
38. Некрасов А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис. . канд. пед. наук, БГУ, Белгород, 2006. – С. 16-18.
39. Никифорова, Н.А. Танцевальная деятельность как форма социализации ребёнка [Электронный ресурс] / Н.А. Никифорова. – 112 с. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-322.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
40. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 3. – С. 16–28.
41. Петров, И.К. Некоторые возрастные особенности волевой регуляции движений: Учебное пособие / И.К. Петров. – М. : Логос, 2010. – 124 с.
42. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Научное издание Текст.: Монография М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. -14 с.
43. Разинов, Ю. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет / Ю. И. Разинов, Л. А. Германова // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы : материалы I открытой рос. науч. конф. - М., 2012. - C. 14-17.
44. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. : Инфра–М, 2012. – 198 с
45. Салькова, Н.А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. – N 2 - С. 111-116.
46. Самсонова М.И. Состояние здоровья детей Республики Саха (Якутия): ключевые показатели / М.И. Самсонова, Т.Е. Бурцева. https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-detey-respubliki-saha-yakutiya-klyuchevye-pokazateli/viewer
47. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей / В.С. Светинская. - М.: Музыка, 2017. - 25 с.
48. Седых, Р.С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста / Р.С. Седых // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 1 (4). - С. 309-311.
49. Седых, Р.С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р.С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. - С. 255-257.
50. Сиротин, О.А. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации / О.А. Сиротин, С.Б. Шарманова, Л.В. Пигалова. – Челябинск : Буква, 2013. – 266 с.
51. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 24 с.
52. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М. : Логос, 2014. – 189 с.
53. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей / Т.И. Суворова. - СПб, 2010. – 57 с.
54. Таран, П.П. Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / П.П. Таран, М.И. Дедюкина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tantsevalnoy-deyatelnosti-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 12.01.2022).
55. Тарасова, Т.А. Современные подходы к организации физического воспитания детей 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении : Учеб. пособие для пед. и рук. работников ДОУ / Т.А. Тарасова. – Челябинск : Буква, 2013. – 178 с.
56. Толстякова, С.П. Методика образно-двигательной пластики в якутском танце: метод. пособие: Изд-во ДНиСПО МО РС (Я) / С.П. Толстякова. - Якутск, 2000. - 48 с.
57. Тыртышников, М.В. Проблемы развития координационных способностей детей 5-7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Киров, 2016. - С. 70-72.
58. Учет региональных и этнокультурных особенностей в основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия): методическое пособие / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Науч.- исследоват. Ин-т нац. РС (Я)»; [сост.: С.С. Семенова, Д.Г. Ефимова, Ю.В. Андросова]. - Якутск, 2015. - 72 с.
59. Фeдеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. - М. : Национальное образование, 2016. - 696 с.
60. Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 30-33.
61. Филиппова, И.В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск, 2011. - С. 30-33.
62. Фирилева, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб. : Детство-пресс, 2001. - 67 с.
63. Фомин, А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения / А.С. Фомин // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002, г. Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.
64. Фомин, А.С. Танец как раздел физической культуры / / А.С. Фомин/ Сибирский учитель. - 2010. - № 6(30). - С. 35-38.
65. Фомин, А.С. Танец в системе образования и воспитания / А.С. Фомин. - Новосибирск, 2005. - С. 38-45.
66. Фомина, Н.А. Физиологические основы двигательной активности: Учебное пособие / Н.А. Фомина. – М. : Логос, 2012. – 11 с.
67. Фомина, Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 1. - С. 53-55.
68. Харина, У.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-322.pdf
69. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Д.В. Хухлаева. – М. : Академия, 2013. – 208 с.
70. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Москва: Юрайт, 2014. - 575 с.
71. Шарикало, Н. А. Координационные способности в жизни детей / Н. А. Шарикало // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи : материалы III регион. науч. конф. молодых учёных. - Чурапча, 2017. - С. 33-37.
В результате проведенного анализа литературы по проблеме исследования можно прийти к выводу, что координация движений – это способность к двигательной деятельности, которая формируется при участии самих движений. И чем значительным резервом двигательных навыков располагает дошкольник, тем состоятельнее будет его опыт двигательной деятельности и обширнее база для постижения новых форм двигательной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии координировать свои действия заблаговременно до выданной инструкции, предугадывать акцептор действия. К данному возрасту наблюдается способность дошкольников к произвольной осмысленной регуляции мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки. Вектор развития координации движений в старшем дошкольном возрасте связан с непрерывным освоением координационных возможностей, которые сложились у ребенка в результате окончательного анатомического совершенствования двигательной сферы. У растущего дошкольника постепенно структурируются высшие кортикальные уровни, прогрессивно развиваются точные и силовые движения (появляется меткость в лазании, танцевальных движениях, метании, легкоатлетических движениях). Но двигательная состоятельность дошкольников старшего возраста наблюдается только при свободных движениях. Стоит поставить задачу дошкольнику совершать точные движения, ребенок сразу начинает уставать и пытается перейти к играм, где движения более свободны. В старшем дошкольном возрасте такие свойства движений, как ритм и темп, хорошо развиты, при этом сила движений ограничена. Занятия танцевальной деятельности входят в обширный перечень направлений художественно-эстетической деятельности детей. Среди множества форм эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения танец занимает особое место. Дети очень любят танцевать, они это делают с большим удовольствием. В танцах ребенок удовлетворяет свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.