Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития координации движений старших дошкольников посредством танцевальной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.01.2023
Объем файла
293 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические качества, среди которых ведущее место занимает координация движений. В тоже время, традиционные занятия по физическому развитию в дошкольной образовательной организации (далее ДОО), как правило, не соответствуют общей цели – достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и физических качеств.
Актуальность развития физических качеств дошкольников отражена 
в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в разделе «Физическое развитие» и заключается 
в приобретении двигательного опыта поведения детей, связанного 
с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, 
а также правильного не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений [59]. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7

1.1. Проблема развития координации движений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях……………............................................................  7

1.2. Танцевальная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста…………………………………………...  16

1.3. Особенности развития координации движений старших дошкольников посредством танцевальной деятельности……..  22

Выводы по главе ……………………………………………………………... 32

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  ПО РАЗВИТИЮ  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………..  34

2.1. Выявление уровней развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста………………………………..  34

2.2. Содержание работы с детьми по развитию координации движений посредством танцевальной деятельности …………  42

2.3. Анализ и обобщение результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………..  49

Выводы по главе ……………………………………………………………... 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные прoблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований:  сб. матер. ХIV международной науч.-практ. конф. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016.  - 192 с. 

2. Аракелян, О.Г. Развитие координации движений в детском саду: Учебное пособие / О.Г. Аракелян, под. ред.: А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной.  – М. : Академия, 2014. – 306с.

3. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013. –  N 10. – С. 18-26.

4. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / Бальсевич В.К., Королев М.Н., Майорова Л.Т. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - N 10. - С. 21- 24.

5. Бесшапошникова, С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бесшапошникова С.Ю. - Ярославль, 2006. - 23 с.

6. Бойко, В.В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Между -нар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 360-362.

7. Бондарева, В.Н. Взаимодействие хореографа и музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста. /В.Н Бондарева, Т.В. Белобрюхова// Актуальные проблемы современного образования. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. - 2012. - С. 65-68.

8. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного возраста / А.И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 2015. – С. 12-30.

9. Быкова, А.И. Развитие движений у детей / А.И. Быкова, Т.И. Осокина. - М., 2000. – 124 с.

10. Вайсвалавичене, В. Ю. Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе 

11. Вильчковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей /  Э.С. Вильчковский // Здоровье. - 2010. - № 6. - 25 с.

12. Герасимова А.А. Информативные показатели, определяющие структуру физического состояния детей 5-6 лет/ Герасимова А.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М., Копылов Ю.А. // Материалы конференции XXVI Международной научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире», Коломна, 2016 C. 42-46

13. Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - №4. - С. 50-53.

14. Горелов, А. А. Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников / А. А. Горелов, Е. В. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 19-22.

15. Горшков, В.П. Организация и методика тестирования для определения уровня физической подготовленности дошкольников  / В.П. Горшков, В.П. Ворошнин. – Челябинск : Буква, 2014. – 19 с.

16. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию творчества в танце у детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей детских садов / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 120 с.

17. Далова, А.В.  Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях [Электронный ресурс]  / А.В. Далова. – 2015. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/05/20/kursovaya-rabota-formirovanie-koordinatsii-dvizheniy-sredstvami (дата обращения: 12.03.2022).

18. Дмитриев, А.П. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания  / А.П. Дмитриев. – М. : АСТ, 2012. – 17 с.

19. Казакова М.С. Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Дис. .канд. пед. наук, М., РГАФК, 2002. -15 с.

20. Киевская О.Г. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическое состояние детей 7-8 лет, проживающих в условиях Кольского Заполярья: Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2001.- 19 с.

21. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М. : Логос, 2013. – 144 с

22. Комплексная программа физического воспитания для ДОУ РС (Я) «Кэнчээри» / Под редакцией В.П. Васильева, О.А. Уржумцева.

23. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 2 (8). - С. 86-89.

24. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 2. - С. 56-60.

25. Лукина, А.Г. Традиционные танцы саха: Идеи, образы, лексика / А.Г. Лукина. - Новосибирск: Наука, 2005. - 35 с.

26. Майорова, Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина. - Красноярск, 2006.  - С. 37-40.

27. Макеев, А.Р. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста  : Методические рекомендации / А.Р. Макеев. – М. : Логос, 2013. – 287 с

28. Максимова, Е.Г. Развитие координации и гибкости детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных здоровьесберегающих технологий [Электронный ресурс] / Е.Г. Максимова – Режим доступа: (дата обращения: 21.03.2022).

29. Матвеева, С.З. Танцевальная деятельность как средство развития координации движений старших дошкольников [Электронный ресурс]  / С.З. Матвеева. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tancevalnaya-deyatelnost-sredstvo-razv.10152216579 (дата обращения: 19.03.2022).

30. Мартынова, А.С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А.С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Благовещенск, 2016. - С. 89-98.

31. Межидов, М.С. Развитие координационных способностей детей 6-7 лет посредством подвижных игр / М. С. Межидов, С. А. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162-167.

32. Менджерицкая, Д.В. Развитие ловкости и быстроты у дошкольников в детском саду / Д.В. Менджерицкая. – М. : Логос, 2011.  – 89 с.

33. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2010. – 57 с.

34. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М. : Академия, 2013. – 268 с

35. Мухина, М.П. Обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам. Инновационные подходы / М.П. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С. 104-108.  

36. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координации по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003. - №8.- С. 1921.

37. Национальный якутский танец в качестве современной культуры Якутии (тезисы докладов). с. Майя, 22-23 декабря 2003. - Якутск, 2006. -  С. 11 -20.

38. Некрасов А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис. . канд. пед. наук, БГУ, Белгород, 2006. – С. 16-18.

39. Никифорова, Н.А. Танцевальная деятельность как форма социализации ребёнка [Электронный ресурс] / Н.А. Никифорова. – 112 с. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-322.pdf (дата обращения: 17.01.2022).

40. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 3. – С. 16–28.

41. Петров, И.К. Некоторые возрастные особенности волевой регуляции движений: Учебное пособие / И.К. Петров. – М. : Логос, 2010. – 124 с.

42. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Научное издание Текст.: Монография М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. -14 с.

43. Разинов, Ю. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет / Ю. И. Разинов, Л. А. Германова // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы : материалы I открытой рос. науч. конф. - М., 2012. - C. 14-17.

44. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. : Инфра–М, 2012. – 198 с

45. Салькова, Н.А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. – N 2 - С. 111-116.

46. Самсонова М.И. Состояние здоровья детей Республики Саха (Якутия): ключевые показатели / М.И. Самсонова, Т.Е. Бурцева. https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-detey-respubliki-saha-yakutiya-klyuchevye-pokazateli/viewer

47. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей / В.С. Светинская. - М.: Музыка, 2017. - 25 с.

48. Седых, Р.С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста / Р.С. Седых // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 1 (4). - С. 309-311.

49. Седых, Р.С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р.С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. - С. 255-257.

50. Сиротин, О.А. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации / О.А. Сиротин, С.Б. Шарманова, Л.В. Пигалова. – Челябинск : Буква, 2013. – 266 с.

51. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду  / С.Л. Слуцкая. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 24 с.

52. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М. : Логос, 2014. – 189 с.

53. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей / Т.И. Суворова.                     - СПб, 2010. – 57 с.

54. Таран, П.П. Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / П.П. Таран, М.И. Дедюкина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tantsevalnoy-deyatelnosti-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 12.01.2022).

55. Тарасова, Т.А. Современные подходы к организации физического воспитания детей 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении : Учеб. пособие для пед. и рук. работников ДОУ / Т.А. Тарасова. – Челябинск : Буква, 2013. – 178 с.

56. Толстякова, С.П. Методика образно-двигательной пластики в якутском танце: метод. пособие: Изд-во ДНиСПО МО РС (Я) / С.П. Толстякова. - Якутск, 2000. - 48 с.

57. Тыртышников, М.В. Проблемы развития координационных способностей детей 5-7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Киров, 2016. - С. 70-72.

58. Учет региональных и этнокультурных особенностей в основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия): методическое пособие / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Науч.- исследоват. Ин-т нац. РС (Я)»; [сост.: С.С. Семенова, Д.Г. Ефимова, Ю.В. Андросова]. - Якутск, 2015. - 72 с.

59. Фeдеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. - М. : Национальное образование, 2016. - 696 с. 

60. Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 30-33.

61. Филиппова, И.В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск, 2011. - С. 30-33.

62. Фирилева, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие /  Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб. : Детство-пресс, 2001. - 67 с.

63. Фомин, А.С. Многофункциональная природа танца и проблемы его изучения / А.С. Фомин // Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методологические аспекты: Первый Сибирский научно-практический конгресс «Танцы народов Сибири». 10-17.08.2002, г. Новосибирск. Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2002.

64. Фомин, А.С. Танец как раздел физической культуры / / А.С. Фомин/ Сибирский учитель. - 2010. - № 6(30). - С. 35-38.

65. Фомин, А.С. Танец в системе образования и воспитания / А.С. Фомин. - Новосибирск, 2005. -  С. 38-45.

66. Фомина, Н.А. Физиологические основы двигательной активности: Учебное пособие / Н.А. Фомина. – М. : Логос, 2012. – 11 с.

67. Фомина, Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 1. - С. 53-55.

68. Харина, У.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-322.pdf

69. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Д.В. Хухлаева. – М. : Академия, 2013.  – 208 с.

70. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В.  Шаповаленко.  - Москва: Юрайт, 2014. - 575 с.

71. Шарикало, Н. А. Координационные способности в жизни детей / Н. А. Шарикало // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи : материалы III регион. науч. конф. молодых учёных. - Чурапча, 2017. - С. 33-37.

В результате проведенного анализа литературы по проблеме исследования можно прийти к выводу, что координация движений – это способность к двигательной деятельности, которая формируется при участии самих движений. И чем значительным резервом двигательных навыков располагает дошкольник, тем состоятельнее будет его опыт двигательной деятельности и обширнее база для постижения новых форм двигательной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии координировать свои действия заблаговременно до выданной инструкции, предугадывать акцептор действия. К данному возрасту наблюдается способность дошкольников к произвольной осмысленной регуляции мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки.  Вектор развития координации движений в старшем дошкольном возрасте связан с непрерывным освоением координационных возможностей, которые сложились у ребенка в результате окончательного анатомического совершенствования двигательной сферы. У растущего дошкольника постепенно структурируются высшие кортикальные уровни, прогрессивно развиваются точные и силовые движения (появляется меткость в лазании, танцевальных движениях, метании, легкоатлетических движениях). Но двигательная состоятельность дошкольников старшего возраста наблюдается только при свободных движениях. Стоит поставить задачу дошкольнику совершать точные движения, ребенок сразу начинает уставать и пытается перейти к играм, где движения более свободны. В старшем дошкольном возрасте такие свойства движений, как ритм и темп, хорошо развиты, при этом сила движений ограничена. Занятия танцевальной деятельности входят в обширный перечень направлений художественно-эстетической деятельности детей. Среди множества форм эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения танец занимает особое место. Дети очень любят танцевать, они это делают с большим удовольствием. В танцах ребенок удовлетворяет свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.