Использование технологии телеконкурса в профориентационной работе с обучающимися психолого-педагогических классов на занятиях по английскому языку
ВВЕДЕНИЕ
Каждому человеку в течение жизни приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Одна из главных задач, которую пытаются решить обучающиеся старших классов и, конечно же, их родители, это правильно сориентироваться в выборе профессии. Организация профориентационной деятельности в образовательной организации является непростым делом, в процессе которого обучающиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к выбору профессии. Являясь способом формирования коммуникативной компетенции, технология телеконкурса не только формирует медиакомпетентность обучающихся, но и способствует выявлению, раскрытию таланта, его дальнейшему развитию в той сфере деятельности, к которой студенты проявляют большой интерес. Данная работа посвящена изучению новых проектных технологий профориентационной деятельности в практике психолого-педагогических классов. Модернизация образования на данном этапе требует обеспечения инновационного характера как методологии образования в общем, так и частных методик обучения различным предметам. Одним из инновационных методов иноязычного образования является метод проектов «Телеконкурс», именно поэтому в фокусе данной работы находится телекоммуникационная технология в профориентационной деятельности обучающихся психолого-педагогических классов в рамках дисциплины «Иностранный язык».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….…………………………………………………...………..3
Раздел 1. Принципы организации профориентационной работы в психолого-педагогических классах……………………………..……….…....7
§1.1 Понятие профориентационной работы, её функции и принципы организации…………………………..………..……..…………………………...7
§1.2 Психолого-педагогические классы как проект по ранней профессиональной адаптации………………………………........……………...11
Раздел 2. Методы проектов как практико-ориентированная технология……………………………………………………………………….16
§2.1 Основные характеристики метода проектов как практико-ориентированного метода обучения…………………………………..……..…16
§2.2 Проект «Телеконкурс» в рамках урочной деятельности в области иностранного языка……………………………………………………………...19
§2.2.1 Этапы работы по методу «Телеконкурс»………………………………..23
§2.2.2 Требования, предъявляемые к продукту и его презентации результата…………………………………………………………………...……27
Заключение……………………………………………………………….……..30
Список использованных источников……………………………………..…32
Список использованных источников
1. Арюкова Е. А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности // Химия в школе. 2021. № 5. С. 61-64.
2. Врублевская Е.Г., Даринская Л.А. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
3. ВЦИОМ. Данные опросов: запрос на образование. [Электронный ресурс]. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782 (дата обращения: 01.06.2022).
4. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / под. общ. ред. Е.Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.
5. Жильцова Н.Н. Организация проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО. Технология проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/672827? (дата обращения: 01.06.2022).
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
7. Климов К.А. Практико-ориентированное обучение в системе высшего образования. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с.
8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 992 с.
9. Мансурова С.Е., Расташанская Т.В., Табаровская К.А. Концепция профильных психолого-педагогических классов. / под. общ. ред. Н.А. Родиной. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. 62 с.
10. Мирошниченко Н. И. Нетрадиционные формы урока, возможности их использования в учебном процессе по иностранному языку в младших классах // Вестник ТГПИ. 2012. №1. С. 53–58.
11. Омарова В.Д, Демиденко Р.Г. Цели, задачи, основные принципы организации профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/ (дата обращения: 01.06.2022).
12. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы // Инновации в образовании. 2011. №5. С. 51-57.
13. Петрова М.Г. Использование телеконкурса с целью реализации регионально-национального компонента в содержании обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2007. №4. С. 98-100.
14. Петрова М.Г. Телеконкурс как эффективное средство реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки школьников: на материале английского языка: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 164 с.
15. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.
16. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/136694/?10782 (дата обращения: 01.06.2022).
17. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях // Вестник брянского государственного университета. 2013. №1. С. 60-63.
18. Смыкова Е.В. Учебный проект пять «П» и пути их реализации в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2018/08/30/uchebnyy-proekt-pyat-p-i-puti-ih-realizatsii-v-nachalnoy? (дата обращения: 01.06.2022).
19. ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Требования к условиям реализации основной образовательной программы. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/? (дата обращения: 01.06.2022).
Исходя из целей и задач каждого этапа проекта, необходимо составить календарный план его реализации. Календарный план представляет собой календарный график конкретных действий, в котором прописываются сроки и этапы выполнения проекта. Разработанный календарный план-график представлен в таблицах 2, 3 в Приложении Б (Таблица Б.1; Таблица Б.2).
Таким образом, нами были описаны этапы проектной деятельности с использованием технологии «телеконкурс» на уроках английского языка в психолого-педагогических классах. Разработанный календарный график указывает, что предложенный проект является краткосрочным (3 недели) и составлен с учетом учебной программы обучающихся, учебного плана и содержания занятий по английскому языку. Предложенные рекомендации включают в себя задачи каждого этапа, способ работы над языком и формат отчета по каждому этапу: самооценивание, взаимооценивание, мотивационный плакат, написание плана проекта, рефлексия. Работа по предложенному алгоритму позволит грамотно осуществить проектную работу по технологии «телеконкурс» и интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.