Развитие творческих и конструктивных способностей детей в рамках реализации программы дополнительного образования «Оригами»
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни особое внимание уделяется расширению и укреплению потенциала человека, подготовке подрастающего поколения к способности жить и трудиться в новых социально-экономических условиях, к непрерывному самообразованию, к поиску нестандартных решений возникающих проблем в сфере своей деятельности. Кроме того, благодаря стремительной информатизации, компьютеризации, цифровизации, активно развивающемуся роботостроению, требуются специалисты способные к техническому мышлению и изобретательской деятельности. В связи с этим, развитие творческих и конструктивных способностей является одним из важных направлений в образовании.
Известные педагоги и психологи утверждают, что наиболее благоприятным возрастом для развития творческих способностей детей является старший дошкольный. Это объясняется тем, что как раз в этот период формируется психологическая база для творческой деятельности. В этом возрасте дети способны создать новый рисунок, образ, фантазию, конструкцию, который отличается оригинальностью, гибкостью, вариативностью. Большие возможности развития творческих способностей открываются благодаря занятиям техникой оригами. Складывание бумажных фигурок способствует развитию мелкой моторики рук, улучшению глазомера и сенсомоторики в целом. Способствует развитию таких психических процессов как восприятие, воображение, внимательность, логика.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5
1.1 Определение понятий «творческие способности», «конструктивные способности» 5
1.2 Особенности развития творческих и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Возможности развития творческих и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы дополнительного образования «Оригами» 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТА И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРИГАМИ В ТЕАТРЕ» 22
2.1 Анализ известного опыта использования программ дополнительного образования по оригами в России 22
2.2 Анализ личного опыта использования программы дополнительного образования по оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБОУ «ВОК» Детский сад №3 г. Верещагино 25
2.3 Разработка программы дополнительного образования «Оригами в театре». 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, Ирина Анатольевна. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона / И. А. Агапова, М. А. Давыдова; ил. И. А. Агаповой. - Москва: ИКТЦ Лада, 2009. - 192 с.
2. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст] / С.Ю. Афонькин. М.: «Просвещение», 1997.- 208 с
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2012. 320 с.
4. Боль¬шой тол¬ко¬вый сло¬варь рус¬ско¬го язы¬ка / сост. и гл. ред. С. А. Куз¬не¬цов; РАН, Ин-т линг¬вист. ис¬след. – Санкт-Пе¬тер¬бург: Но¬ринт, 1998. – 1535 с.
5. Венгер, Л. А. Психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Проспект, 2008. – 336 с.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: ДетствоПресс, 2012. 287 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2014. 352 с.
8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 320 с.
9. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Дятлова. // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 536-537.
10. Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб.: Изд-во «Речь», 2000 г., 249 с.
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 132 с.
12. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 106–110. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/15320.htm, свободный.
13. Кудрявцев В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. – 2010. №9. С. 14-16.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
15. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
16. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма-Пресс, 2004.
17. Психология способностей: учебное пособие / А.В. Карпов, Е.Ф. Ященко. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 383 с.
18. Рос¬сий¬ская пе¬да¬го¬ги¬че¬ская эн¬цик¬ло¬пе¬дия : в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Да¬вы¬дов. – Москва : Боль¬шая Рос¬сий¬ская эн¬цик¬ло¬пе¬дия, 1992, 1993. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/file/d/0B11HJnXhosBTampjV3dfT3lVaUk/preview?resourcekey=0-01HxRNiKcJWQzefgASmEyA , свободный.
19. Рубинштейн, С.Л. = Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г.,720 с.
20. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.. М.: ЧеРо, 2010. С. 200-210.
21. Сер¬жан¬то¬ва, Та¬тья¬на Бо¬ри¬сов¬на. 366 мо¬де¬лей ори¬га¬ми / Т. Б. Сер-жан¬то¬ва. – 8-е изд. – Москва: Ай¬рис-пресс, 2008. – 190 с.
22. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ - Изд-во: Детство-Пресс, 2014, 48 с.
23. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. – 907.
24. Трубайчук, Л. В. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. – 290 с.
25. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный.
27. Хуторской А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 21 апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm, свободный.
28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997 - 608 с.
29. Чиканцева, Н.И. Оригами помогает геометрии [Текст] / Н.И. Чиканцева.- М.: «Просвещение», 1995.
30. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 2009. 224 с.
31. OrigamiWiki: [сайт]. – Режим доступа: https://www.loveorigami.info/oriwiki/, свободный.
32. Olesya-emelyanova: [сайт]. – Режим доступа: https://www.olesya-emelyanova.ru/index-kontakty.html, свободный.
Кроме того, искусство оригами активно используется в качестве арт-терапии при работе с особенными детьми. В наши дни наблюдается рост числа детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные исследования показывают, что занятия искусством оригами улучшают качество жизни детей с ОВЗ, уменьшают тревожность, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Если рассуждать об углубленном изучении оригами детьми, то особое внимание к этой деятельности можно увидеть только в системе дополнительного образования детей. В сети Интернет свободном доступе имеются разнообразные образовательные программы дополнительного образования, конспекты занятий, которые включают в себя элементы оригами. Существуют и отдельные образовательные программы, посвященные искусству оригами. Они рассчитаны на 1-2 года и имеют более углубленный характер обучения, однако применяются только в учреждениях дополнительного образования, таких как «Центр детского творчества», «Станция юных техников» и т.п. В своих статьях преподаватели дополнительного образования рассматривают преимущества и пользу занятий оригами в развитии детей, а именно: активизация творческого мышления, повышение интеллектуальных способностей, развитие пространственного воображения, развитие точных движений пальцев рук, и многое другое.