Теоретические аспекты социальной работы с осуждёнными женщинами
ВВЕДЕНИЕ
Сфера актуальности проблемы заключается в том, что осуждение и изоляция человека из мест лишения свободы ставит его перед сложной жизненной ситуацией. Обусловленные гендерными особенностями женщины, могут повлечь дополнительные негативные последствия при реализации уголовных наказаний в виде лишения свободы. Осужденная женщина не может разобраться в сложившихся жизненных ситуациях, жертвами которых они стали, и создать их своими силами. С помощью совершения преступлений многие из них не могут решить свои проблемы и даже в случае их совершения они просто не могут принять решение о выборе выхода, находясь под стражей. Заключенные при исполнении уголовных наказаний должны больше развивать социальную работу с осужденными, как одно из средств воздействия на них. С целью существенного влияния эффективности работы УИС. Указанное диктует необходимость особой психологической работы с женщинами, в том числе и психолого-педагогической. Главными особенностями организации воспитательной и социальной работы являются: знание всех вариантов развития ситуации, в которой оказался осужденный. А также особенности личности осужденного. Также сюда входит систематическое планирование, составление проектов исправления и ресоциализации осужденных.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ…………………………………….….5
1.1 Сущность социальной работы с осужденными…………………………..5
1.2 Формы социальной работы с осужденными женщинами………………………………………………………………….……..8
1.3 Социальная работа с осужденными женщинами в России……………………………………………………………………...……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………….…………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабурин, С.В. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2020. - № 4 (32). - С. 67-71.
2. Баханова, Е.В. Формы и методы общественного контроля социально-трудовой адаптации осужденных / Е.В. Баханова // Научный диалог. – 2019. – № 6 (18). – С. 151–162.
3. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики. - М., 2021. - С. 124.
4. Буланова, Е.А., Арзамаскина, И.Ю. Об особенностях воспитательной работы, проводимой с осужденными женщинами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017.- № 15. - С. 51-55.
5. Волов, В.Т. Концепция воспитания и социализации осужденных в исправительных учреждениях России / В.Т. Волов // Образование и наука. – 2020. – №10 (119). – С. 60–75.
6. Дулов, А.В. Судебная психология / А.В. Дулов, Г.А. Медведев. – Минск: Академия, 2021. – 464 с
7. Емельянов, С.Н. Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного обеспечения // Вестник Владимирского юридического института. - 2020. - № 2. - С. 10-13.
8. Жуков, В.И. Технологии социальной работы / под ред. В.И. Жукова, Т.А. Голикова, Ю.В. Герций, О.Ю. Голодец и др. – М.: Изд-во РГСУ, 2021. – 388 с
9. Кунц, В.В. Проблемы отбывания наказания женщинами в современных условиях / В.В. Кунц// Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – №22. – С.119–122
10. Ледях, П.А. Социальная работа с осужденными: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. - 2019. - № 8. - С. 91-110.
11. Лелик, Н.Б. К вопросу о реализации законных интересов осужденных женщин в исправительных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 10. - С. 19-23.
12. Маликов, Б.З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве / Б.З. Маликов // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 20. – С. 102–104.
13. Молоствов, А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция: дис. … канд. психол. наук. – Рязань, 2016. – С. 69-71.
14. Мусаелян, М.Ф. Об обеспечении законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе: право, экономика, управление. - 2020. - № 4. - С. 18 - 20.
15. Онищенко, И.С. Международные стандарты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 10. - С. 29-34.
16. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 534 с.
17. Официальный сайт ФСИН России. - [Электронный ресурс] : http://www. фсин.рф/statistics/5225/688/557
18. Поздняков В. Особенности социальной, психологической и воспитательной работы с различными категориями осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - М., 2017, № 8. - С. 23-25.
19. Практическое руководство по социальной работе с различными категориями осуждённых/отв. ред. Виноградов В.В. - М.: Юриспруденция , 2018. – 240 с
20. Синьков, Д.В. Преступления и наказания женщин: анализ современных тенденций / Д.В. Синьков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2021. – № 3. – С. 34–41.
21. Социальная работа с осужденными / под ред. В.И. Жукова, М.А. Галугузовой. – М., 2020. 300 с.
22. Социальное обеспечение осужденных к лишению свободы: учебное пособие / Д.Э. Марченко, В.А. Борченко. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – 92 с.
23. Сошина, Л.А. Право осужденной женщины – матери на контакт с ребенком в некоторых нормах международного права / Л.А. Сошина // Сибирский юридический вестник, вопросы уголовного права. – Иркутск, 2019. – № 1(68). – С. 73–79.
24. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ // Собрание законодательства. 2021. №14. Ст.25.
25. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2020. - С. 167.
Социальная работа на заключительном этапе отбывания наказания направлена на подготовку женщины к освобождению. Осужденные, готовящиеся к жизни на свободе, нуждаются в определенной помощи. Она осуществляется посредством занятий в Школе по подготовке к освобождению. Занятия проводятся в группах, которые формируются на добровольной основе из осужденных, чей срок отбывания наказания истекает не позднее, чем через 6 месяцев. В состав группы входят 8-10 человек. Подготовка к освобождению включает несколько видов помощи: нравственную, психологическую, практическую. Нравственная – нацелена на активизацию нравственных качеств человека, необходимых для его дальнейшей жизни в обществе; психологическая – предполагает активизацию адаптивных способностей осужденной, формирование готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами; практическая – ориентирована на приобретение знаний и умений, необходимых для автономной жизни на свободе, позволяющих быстрее включиться в ритм жизни [11].