Субъективная модальность синтаксических фразеологизмов и их изучение на ступени основного общего образования
Введение
Ещё в начале XIX в. В. фон Гумбольдт отметил, что язык, как и вся деятельность человека, пронизан чувствами. В поле зрения отечественных и зарубежных лингвистов многие годы существует проблема о способах выражения в языке отношения к тому, о чем говорится в тексте. Этому вопросу посвящены работы В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, Н. Ю. Шведовой и др.
Выражение с помощью лингвистических средств отношения автора к сообщаемой информации придает высказыванию оценочное значение. Оценка - это выражение отношения человека к чему-либо: предмету, явлению, другому человеку, к самому себе. Выразить оценку помогают языковые единицы различных уровней (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), содержащие компонент, в котором отражено отношение говорящего [32, с.244].
В разговорной речи говорящий нередко сопровождает свое высказывание субъективной оценкой, квалифицируя его с точки зрения значения достоверности/недостоверности, уверенности/неуверенности, утвержд
Оглавление
Введение………………………………………………………….............. 3
Глава 1. Субъективно - модальные значения синтаксических
фразеологизмов в современном русском языке………………………... 6
Глава 2. Синтаксические фразеологизмы как средство выражения
субъективной модальности в текстах художественной литературы….19
2.1. Функционирование синтаксических фразеологизмов в
текстах художественной литературы……………………………………19
2.2. Методические рекомендации по изучению синтаксических
фразеологизмов в школьном курсе русского языка……………………31
Заключение………………………………………………………….…....
Список использованных источников и литературы ………………….
Список использованных источников и литературы
1. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н.
Акимова, – М.: Высшая школа, 1990. – 162 с.
2. Архипецкая, М. В. Интонационные фразеологизмы со значением эмоционального отрицания: дис. ... канд. филол. наук / М. В. Архипецкая – СПб.: 2012. – 226 с.
3. Бабаян, В. Ю. Дискурсивное пространство терциарной речи: автореф. … д-ра филол. наук / В. Н. Бабаян. – Белгород: 2009. – 42 с.
4. Бахтин, М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собр. соч. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х гг. – М.: Русские словари, 1996. –732 с. – С. 306–326.
5. Бурдина, З. Г. Неразложимые языковые структуры и речевая коммуникация: учеб. пособие для студентов институтов и факультетов иностранных языков / З. Г. Бурдина. – М.: Высшая школа, 1987. – 119 с.
6. Белошапкова, В. А. Современный русский язык. Синтаксис: учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов / В. А. Белошапкова – М.: Высшая школа, 1977. – 248 с.
7. Белошапкова, В. А. Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Земская, И. Г. Милославский, М. В. Панов ; под ред. В.А. Белошапковой – М.: Высшая школа, 1981. –560 c.
8. Величко, А. В. Предложения фразеологизированной структуры в русском языке: структурно-семантическое и функционально-коммуникативное исследование: монография / А. В. Величко – М.: МАКС Пресс, 2016. – 411 с.
9. Величко, А. В. Синтаксическая фразеология для русских и иностранцев: учеб. пособие / А. В. Величко – М.: 1996. – 96 с.
10. Виноградов, В. В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке / В. В. Виноградов // Русский язык (грамматическое учение о слове). 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – 616 с.
11. Виноградов, В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов // Труды института русского языка АН СССР. Т. 2. – М.– Л.: 1950. – C. 38–79.
12. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов / – М.:1963.
13. Витгенштейн, Л.
В текстах художественной литературы с помощью средств языка создаются художественные образы, поэтому в них широко используются экспрессивно, эмоционально окрашенные элементы речи всех уровней языковой системы.
Язык художественной литературы не должен рассматриваться и анализироваться в отрыве от литературного языка, так же как индивидуальный стиль писателя не должен рассматриваться вне стиля художественной литературы. «Целью и задачей изучения языка художественного произведения «является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [10, с.315]. В языке художественной литературы (в отличие языка публицистической и разговорной речи) возможно употребление любых языковых средств. От эпохи, в которой создаетс