Формирование навыков устного монологического высказывания средствами сервиса облака тегов на среднем этапе обучения английскому языку

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация методических рекомендаций по использованию средств сервиса облака тегов для формирования навыков устного монологического высказывания на среднем этапе обучения английскому языку
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2023
Объем файла
359 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В последние годы в России наблюдается тенденция повышения уровня заинтересованности в изучении английского языка. Благодаря знанию английского языка, перед выпускниками общеобразовательных учреждений раскрывается целый ряд преимуществ, таких как: высокий спрос на рынке труда, расширение кругозора, более успешную межкультурную коммуникацию, возможность получить доступ к мировым интеллектуальным ресурсам (научным статьям, книгам, журналам) и т. д.  Овладение языком, как средством культурного общения, совершенствование собственной личности, развитие межкультурной и коммуникативной компетенции, получение знаний, необходимых при получении будущей профессии – все это является основной целью изучения иностранного языка [Вартанова 2014; Шамгулова 2015]. Однако ее достижение невозможно без должной сформированности навыков монологического высказывания. На сегодняшний день, для того, чтобы оптимизировать процесс обучения и поднять у обучающихся уровень вовлеченности в самостоятельное совершенствование собственных навыков, общеобразовательные организации стараются активнее применять ИКТ, в том числе различные интернет-сервисы (Kahoot!, Google Формы, PlayPosit и т. п.) на уроках английского языка. Однако особенностям использования такого средства, как сервис облака тегов, к сожалению, на данный момент уделено недостаточно внимания, чем и обуславливается актуальность данной работы. Проблема данного исследования заключается в поиске и разработке подходящей методики для повышения качества формирования навыков устного монологического высказывания в процессе обучения английскому языку в основной школе посредством сервисов облака тегов.

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..........… 5

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы использования средств сервиса облака тегов для формирования навыков устного монологического высказывания на среднем этапе обучения английскому языку…………………………………………..…….…….……..   8

1.1 Цели и содержание обучения устной монологической речи на среднем этапе обучения английскому языку………………………..........  8

1.2 Понятие «облака тегов» и его сущностные характеристики..............……….…………..................................................... 15

1.3 Возможности использования сервиса облака тегов при обучении устным монологическим высказываниям …................................ 22

Выводы по главе 1………………………………………………………..…... 30

Глава 2. Опытная работа по использованию сервиса облака тегов при формировании навыков устного монологического высказывания на среднем этапе обучения английскому языку………………………….......... 31

2.1 Диагностика уровня готовности к использованию сервиса облака тегов и сформированности навыков устного монологического высказывания у учащихся 5-х классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №127»……….………………………….…….. 31

2.2 Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку 5 класса «Английский в фокусе» (Spotlight) под редакцией Ваулиной Ю. Е., Дули Дж., Подоляко О. Е. и Эванс В. с точки зрения представленной в нем системы обучения устным монологическим высказываниям ……………………………………………….….………........ 39

2.3 Методические рекомендации по использованию сервиса облака тегов при формировании навыков устного монологического высказывания и их реализация на базе тематического модуля «Holidays»……………….............………………….……………………...…... 46

Выводы по главе 2…………………………………..……………….………… 57

Заключение……………………………………..………………………..……. 59

Библиографический список…………………………………………………… 61

Библиографический список

Официальные документы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс]  / [сост. Е. С. Савинов].              – М. : Просвещение, 2011. // Режим доступа: http://fgos.arkh-edu.ru/mater_ou/files/Primernaya_programma_OU.pdf (дата обращения 10.05.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html (дата обращения 10.05.2022).

Литература
3. Апольских, Е. И. Возможности онлайн-сервиса tagul.com для разработки интерактивного учебного контента – облака тегов [Электронный ресурс] / А. В. Алейников, Е. И. Апольских. – 2016. – Режим доступа: https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/494 (дата обращения: 02.06.2022).
4. Багрова, А. Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе: основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке [Электронный ресурс] / А. Я. Багрова // Вестник Московской международной академии. – 2017. – №1. – C. 206–213 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-i-umeniy-monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova-obucheniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na (дата обращения: 02.06.2022).
5. Баранов, А. Ю. Визуализация учебной информации с помощью «облака слов» как один из способов активизации работы с иноязычным лексическим материалом [Электронный ресурс] / А. Ю. Баранов, Т. В. Малкова. – 2022. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48166896_85471627.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
6. Бем, Н. А. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / Н. А. Бем // Информатика и образование. – 2013. – №7. – С. 20–23.
7. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
8. Бьюзен, Б. Супермышление [Текст] / Б. Бьюзен, Т. Бьюзен. – Минск. : Попурри, 2007. – 304 с.
9. Вартанова, К. Ю. Развитие навыков говорения у студентов на английском языке через интерактивные технологии [Электронный ресурс] / К. Ю. Вартанова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – №10 (40). – С. 34–36. – Режим доступа: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2014_10-1_06.pdf (дата обращения: 02.06.2022)
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
10. Голощапов, А. С. Использование сервисов Веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А. С. Голощапов, Е. В. Карманова, Е. Б. Файзулин. – 2016. – Режим доступа: https://infometod.net/conference/sb_06_06_16.pdf#page=51 (дата обращения: 23.05.2022).
11. Ермолаева, Ж. Е. Применение дидактических заданий на основе «Облака слов» в коррекционной работе учителя русского языка как неродного [Электронный ресурс] / Ж. Е. Ермолаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V12. – С. 1–9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-didakticheskih-zadaniy-na-osnove-oblaka-slov-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo  (дата обращения: 02.06.2022). 
12. Катанаев, М. В. Использование интернет-сервисов для совместной работы обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ [Электронный ресурс] / М. В. Катанаев. – 2019. – Режим доступа: http://www2.bigpi.biysk.ru/vkr2018/file/fii_17_06_2019_12_23_15.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
13. Коваленко, Е. В.. Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах [Электронный ресурс] / Е. В. Коваленко, Ю. Ю. Маслякова // Наука и образование сегодня. – 2019. – №6–1 (41). –  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-angliyskogo-yazyka-v-srednih-i-starshih-klassah (дата обращения: 23.05.2022)
14. Кодзова, З. Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / З. Н. Кодзова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – №4. – С. 73–79. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-sredstva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 02.06.2022).
15. Кочмар, О. Н. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / О. Н. Кочмар // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2012. – №5 (6). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 24.05.2022).
16. Куимова М. В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст : английский язык, неязыковой вуз [Электронный ресурс] /  М. В. Куимова.  – 2015. – Режим доступа: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002801416.pdf (дата обращения: 14.05.2022).
17. Кулько, В. А. Формирование у учащихся умений учиться [Текст] / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с.
Методика преподавания иностранных языков : общий курс : учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Н. Шамов. – 2-е изд. – Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2005. – 299 с.
18. Осадчая, О. В. Облака слов в обучении иностранному языку для специальных целей студентов инженерно-технического вуза [Электронный ресурс] / О. В. Осадчая, А. С. Трач // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2014. – №6 (38). – С. 187–197. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22665903_37138650.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
19. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка [Текст] / Е. И. Пассов., Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д. : Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
20. Рогова, Г. В.  Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.
21. Сапух, Т. В. Современные средства формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка (на примере облака слов) [Электронный ресурс] / Т. В. Сапух // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 212–216. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sredstva-formirovaniya-leksicheskih-navykov-uchaschihsya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-na-primere-oblaka-slov/viewer (дата обращения: 02.06.2022)
22. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей [Текст] / Е. Н. Соловова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 239 с.
23. Сомова, Н. Л. Основные психологические закономерности восприятия информации, цвета и шрифтов [Электронный ресурс] / Н. Л. Сомова. – 2009. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/25673.html (дата обращения: 02.06.2022).
24. Столярова, О. И. «Облако слов» как дидактический инструментарий учителя иностранного языка [Электронный ресурс] / О. И. Столярова. – 2020. – Режим доступа: https://урок.рф/library/oblako_slov_kak_didakticheskij_instrumentarij_uchi_052435.html (дата обращения: 02.06.2022)
25. Ткаченко, И. В. «Облако слов» как средство работы с математическими понятиями [Электронный ресурс] / И. В. Ткаченко // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных трудов. – 2021. – С. 142–144. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_47073151_87872140.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
26. Тороп, В. В. Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля [Текст] / В. В. Тороп // Материалы XXIV Международной конференции : Применение инновационных технологий в образовании. – Троицк, М. : Тровант, 2013. – С. 399–401.
27. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами [Электронный ресурс] / А. Ю. Антонов [и др.] // Язык и культура. – 2017. – №40. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trehstadiynaya-model-ispolzovaniya-oblaka-tegov-i-kontsept-kart-v-uchebnom-protsesse-dlya-raboty-s-angloyazychnymi-tekstami (дата обращения: 15.05.2022).
28. Трубицина, О. И. Методика обучения иностранному языку [Текст] / О. И. Трубицина // Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М. : Юрайт, 2018. – 384 с.
29. Фомина, Т. К. Обучение через развлечение : эдьютейнмент в преподавании русского языка иностранным студентам-медикам [Электронный ресурс] / Н. В. Гончаренко, Т. К. Фомина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №10–3 (64). – С. 212-214. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-cherez-razvlechenie-edyuteynment-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-inostrannym-studentam-medikam (дата обращения: 02.06.2022).
30. Шакирова, Е. В. Обучение монологической речи учащихся на уроках английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / Е. В. Шакирова // Научный альманах. – 2015. – №9 (11). – С. 647–651. –  Режим доступа:  http://ucom.ru/doc/na.2015.09.647.pdf (дата обращения 19.05.2022).
31. Шамгулова, Л. Р. Цели изучения английского языка [Электронный ресурс] / Л. Р. Шамгулова. – 2015. – Режим доступа: https://infourok.ru/celi-izucheniya-angliyskogo-yazika-422112.html (дата обращения: 02.06.2022).
32. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов [Текст] / А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2011. – 452 с.
33. Rouse, M. What is Web 2.0? [Электронный ресурс] / M. Rouse. – 2019. – Режим доступа: https://www.techtarget.com/whatis/definition/Web-20-or-Web-2#:~:text=Web%202.0%20are%20websites%20and,connectivity%20and%20enhanced%20communication%20channels (дата обращения: 25.05.2022). 

Словари и справочные издания
34. Винокур, Т. Г. Русский язык: энциклопедия [Текст] / Т. Г. Винокур ; гл. ред. Ю.Н.Караулов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Дрофа, 1998. – 240 с.
35. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.
36. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам [Текст] / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Стелла, 1996. – 144 с.
37. Oxford Learner’s Dictionaries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english (дата обращения: 06.06.2022).

Источники материала
38. Агаркова, Е. И. Тексты для развития навыков чтения в 5 классе к учебнику «Английский в фокусе» (Spotlight) [Электронный ресурс] / Е. И. Агаркова. – 2016. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyyazik/prochee/tieksty-dlia-razvitiia-navykov-chtieniia-po-anghliiskomu-iazyku-v-5-klassie (дата обращения: 07.06.2022).
39. Беспалько, В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В. П. Беспалько // Советская педагогика. – 1968. – №4. – С. 52–68.
40. Вербицкая, М. В. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом [Текст] / М. В. Вербицкая [и др.]. – М. : Федеральный институт педагогических измерений, 2018. – 85 с.
41. Spotlight 5. Student's Book. Английский в фокусе. 5 класс [Текст] / Ю. Е. Ваулина [и др.]. – 11-е изд. –  М. : Express Publishing: Просвещение,          2019. – 168 c.  
42. Spotlight 5. Teacher's Book. Английский в фокусе. 5 класс [Текст] / Ю. Е. Ваулина [и др.]. – 10-е изд. –   М. : Express Publishing: Просвещение, 2018. –  190 c. 

В данной главе нами была проведена опытная работа по разработке и апробации методических рекомендаций, направленных на использование сервиса облака тегов при формировании навыков устного монологического высказывания на среднем этапе обучения английскому языку.  В первом параграфе мы провели анкетирование у учителей, а также анкетирование и диагностика обучающихся 5-х классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №127» с целью выявления у них уровня готовности к использованию сервиса облака тегов на уроках английского языка в качестве средства формирования навыка устного монологического высказывания. Диагностика уровня готовности к использованию сервиса облака тегов показала, что 100% учителей и 75% учащихся готовы к использованию данных сервисов и проявляют к ним повышенный интерес. Констатирующий этап диагностики уровня сформированности навыков устного монологического высказывания показал, что у 59% обучающихся наблюдается низкий уровень сформированности навыков устных монологических высказываний; 33% имеют средний уровень и всего 8% – высокий.  
Во втором параграфе нами был проведен анализ УМК Spotlight для 5 класса под редакцией Ю. Е. Ваулиной, О. Е. Подоляко, Д. Дули и В. Эванс с на предмет представленной в нем системы обучения устным монологическим высказываниям. В ходе анализа было выявлено, что наблюдается нехватка упражнений, направленных на формирование неподготовленной монологической речи.