Теоретические основы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества [2]. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, уверенности в своих силах, настойчивости, выдержки [1].
В настоящее время, интерес к изучаемой проблеме также обусловливается задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является: построение образовательной деятельности, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ6
1.1.Анализ понятия «самостоятельность»6
1.2.Психолого-педагогические особенности развития12
1.3.Педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста16
Выводы по главе 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атарова А.Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности // КПЖ. СПб., 2015. №6-2. С.67-71. URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/рsihоlоgо-реdаgоgiсhеsкауа-diаgnоstiка- sаmоstоуаtеlnоsti-stаrshih-dоshкоlniкоv-v-dеtsкih-vidаh-dеуаtеlnоsti (дата обращения: 02.02.2020).
2. Атарова А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности // Педагогическое образование в России. СПб., 2017. №1. С.58-63. URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/rаzvitiе-sаmоstоуаtеlnоsti-stаrshih- dоshкоlniкоv-nа-оsnоvе-intеgrаtsii-dеtsкih-vidоv-dеуаtеlnоsti
(дата обращения: 16.04.2020).
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 479 с.
4. Аббасова Л.И. Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной самостоятельности старших дошкольников
// Проблемы современного педагогического образования. М., 2019. №62-1. С. 6−10. URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/коnstruкtivnауа-dеуаtеlnоst- как-srеdstvо-fоrmirоvаniуа-роznаvаtеlnоу-sаmоstоуаtеlnоsti-stаrshih- dоshкоlniкоv (дата обращения: 31.05.2020).
5. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2016. М., №1. URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/оbrаzоvаtеlnое-рrоstrаnstvо-dеtsкоgо-sаdа-
как-fакtоr-sоtsiаlizаtsii-dоshкоlniка (дата обращения: 02.02.2020).
6. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в
российской дошкольной педагогике 50–60-х годов // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2009. № 2. С. 32−33.
7. Безродных Т.В., Волгина В.В. Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. С. 38−40. URL: httрs://суbеrlеninка.ru/аrtiсlе/n/rаzvitiе-isslеdоvаtеlsкоу- sаmоstоуаtеlnоsti-stаrshih-dоshкоlniкоv-v-рrоекtnоу-dеуаtеlnоsti (дата обращения: 31.05.2020).
Выводы по главе 1
Подводя итог методологическому обоснованию поисков ориентиров в определении сути самостоятельности, мы останавливаемся на свойстве личности как системного интегрального образования, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, направленно на объединение всех других личностных проявлений общей направленности на внутреннюю мобилизацию всех сил, средств, ресурсов для осуществления определенных действий.
Также нами сделан вывод о том, что существуют особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ее организованности и управляемости: ребенок может самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения, контролировать свои действия и оценивать эти действия.