Использование учебных проектов по математике для формирования исследовательских умений у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы вызвана тем, что одной из важнейших целей учебной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) является формирование исследовательских умений у младших школьников. Согласно ФГОС НОО, дети в начальной школе должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно, действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения.
Исследовательская деятельность помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствует общему развитию младших школьников. Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном мире.
На данном этапе общественного развития, когда быстрыми темпами увеличивается объем
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ6
1.1.Анализ понятия «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе6
1.2.Характеристика учебных проектов по математике12
1.3.Описание опыта использования учителями учебных проектов на уроках математики для формирования исследовательских умений18
Выводы по главе 126
Глава 2.ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 «А» КЛАССА МБОУ БЕРЁЗОВСКАЯ ШКОЛА28
2.1.Анализ уровня сформированности исследовательских умений у обучающихся 3 «А» класса МБОУ Берёзовская школа28
2.2.Комплекс учебных проектов по математике для формирования исследовательских умений у обучающихся 3 «А» класса МБОУ Берёзовская школа32
2.3.Методические рекомендации учителям по использованию учебных проектов по математике для формирования исследовательских умений у младших школьников37
Выводы по главе 241
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ45
ПРИЛОЖЕНИЯ49
Список литературы
1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст] / В. И. Даль. – Москва.: Эксмо, 2007. – 287 с.
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / С.А. Кузнецов. – Москва.: Норинт, 2000. – 1524 с.
3. Русская система мер [Электронный ресурс]: Википедия — свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/русскаясистемамер (дата обращения: 03.09.2020).
Именно метод проектов, ориентированный на творческую самореализацию личности учащихся в процессе самостоятельной работы на уроках математики под руководством учителя, играет активную роль в формировании ключевых компетенций.
Выполнение учебных проектов требует от ученика использования исследовательских методов, активизирует самостоятельную работу по получению знаний, приобретения умений выполнять практические действия.
Метод проектов предполагает сотрудничество учащихся и педагога, дает простор для творческой инициативы и, следовательно, создает положительную мотивацию ребенка к учебе. У ученика должно сложиться ощущение необходимости полученных знаний и возможности их применения. Но для того, чтобы выполнять обязательные учебные проекты, ученик должен быть обучен этому.
В то же время должна измениться роль учителя на роль организатора и руководителя учебным проектом, наставника. Как наставник, он не исправляет, а направляет ученика, предоставляет возможность ем