Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной монологической речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста6
1.2 Отражение содержания работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в основных образовательных программах.13
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ23
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА24
2.1 Изучение состояния работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста24
2.2 Методические рекомендации по организации связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста31
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ45
ПРИЛОЖЕНИЯ50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон №273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва : Мозаика Синтез, 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-4315-0268-2. - Текст: непосредственный.
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [принят Государственной Думой 17 октября 2013 года : одобрен Советом Федерации 1 января 2014 года]. - Москва : Сфера, 2020 г. - 95с. - ISBN: 978-5-9949-0961-4 . - Текст: непосредственный
Абелева И. Ю. Речь о речи : коммуникатив. система человека.. - Москва: Логос, 2004. - 304 с.; ISBN 5-94010-227- Текст: непосредственный
Акулова О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб., 2019. – C.47-55.
Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи : речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей : [для работы с детьми 3-7 лет]. - 2-е изд., испр. и доп. изд. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 292 с.; ISBN 978-5-86775-046-6- Текст: непосредственный
Бабнева, В. М. Роль связной речи в успешности обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования.. - 2012. - №16. - С. 110-111.- Текст: непосредственный
Бородич А.Н. Методика развития речи детей. – М.: Альянс, 2020. – с. 255. ISBN: 978-5-00106-468-8 Текст: непосредственный
Вишневская И.А. Методика развития связной речи у старших дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №17. - С. 263-267.
Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с Текст: непосредственный
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Национальное образование, 2019. - 368 с. Текст: непо
Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.
Программа состоит из двух частей в соответствии с двумя ступенями дошкольного возраста - раннее детство (младенческий возраст, ранний возраст), дошкольное детство (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
В старшем дошкольном возрасте проводится работа по развитию связной, грамматически правильной монологической речи. Дети учатся совершенствовать грамматический строй речи; обогащается словарь и расширяются ситуации общения (рассказы из своего опыта, по картинке, по игрушке, набору игрушек и др.); формируется умение строить связную речь: структуры рассказа (начало, середина, конец), рассказы описательного характера; учатся образовывать трудные формы: родительный падеж