Коммуникативно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы, связанные с изучением речи и различных речевых расстройств не первый год привлекают внимание ученых и исследователей в области медицины, физиологии, социологии, психологии, педагогики, и, конечно же, логопедии. Это связано с рядом обстоятельств, в числе которых ежегодный неуклонный рост рождения детей с патологиями в развитии, поиск современных эффективных форм, методов и средств работы учителя-логопеда, а также сложившиеся обстоятельства в мире, связанные с эпидемиологической обстановкой, наложением ряда ограничений в отношении Российской Федерации, роста неблагополучных семей в силу экономических и финансовых затруднений и многое другое.
Вопросами изучения речи занимались отечественные и зарубежные ученые. Так, вопросами развития речи в норме проводилось А.Н. Гвоздевым, Е.И. Тихеевой, М. Зееманом. Изучение речи у детей с различными речевыми патологиями отражены в трудах Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиковой, Б. Гриншпуна, Б. Халиловой, С.Г. Гуменной, Р.И. Лалаевой, Г.Б. Бабиной.
Правильная речь выступает ключевым элементом гармоничного и полноценного развития ребенка, а также необходимым условием для дальнейшей успешной адаптации его в общество.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Научные подходы к определению коммуникативно-речевого развития в специальной дефектологической литературе ……………………………………...6
1.2 Особенности коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………………………………………16
1.3 Технология коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента ……………34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента ………………………………38
ГЛАВА 3. ЛОГОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Цель и задачи логопсихологической программы…………………………. 51
3.2. Оценка эффективности логопсихологической программы………………..62
Заключение……………………………………………………………………….....72
Список литературы……………………………………………………….................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон. Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования 17 октября 2013 года №1155- ФЗ.
2. Андреева И.А. Исследование уровня социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. № 4 (6). С.7–11.
3. Андреева И.А. Исследование уровня социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. № 4 (6). С.7–11.
4. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений // Управление начальной школой. – 2010. – №10. – С. 31–35.
5. Аладатова Е.В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги [Текст] / Е. В. Аладатова, А. М. Нехорошева, Т. П. Шестакова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). – Челябинск, 2017. – С. 24-29.
6. Алибаева Ф.И., Баряева Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Л.Б. Баряевой – СПб, 2007. – 256с.
7. Алтухова Т.А. Коммуникативная направленность логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР: теоретическое обоснование и результаты изучения // Логопед в детском саду. 2017. №3(80). С. 3–15.
8. Андреева Е.И. Специфика межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками [Текст] / Е. И. Андреева, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 11-18.
9. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
10. Асадулина О.Н. Воспитание культуры речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Асадулина // Вестн. науч. конференций. – 2017. – № 5-2 (21). – С. 10-17.
11. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. психофизиологические индикаторы становления речевой функции ребенка как показатель его когнитивного развития // В сборнике: Когнитивные исследования на современном этапе Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. 2018. С. 32-35.
12. Бизюкова Н.В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста / В книге: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской. 2017. С. 173-177.
13. Бичева И.Б. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. Б. Бичева, А. И. Кузнецова, Е. А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59/3. – С. 87-90.
14. Боброва Е.П. Психолого-педагогические основы формирования речекоммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи / Е.П. Боброва // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). – Новосибирск: СибАК, 2014. – С.127-136.
15. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 2010 г.- 864с.
16. Буянова О.В. Коррекция коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, средствами логопсихологического тренинга [Текст] / О. В. Буянова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №3. – С. 69-75.
17. Вакорина А.Д., Ежкова, Н.С. Развитие коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством Монтессори-среды [Текст] / А. Д. Вакорина, Н. С. Ежкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 661–665.
18. Вдовина Н.А., Винокурова А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016. С. 136- 142.
19. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Вольская // Экология человека. – 2006. – №1. – С. 21-23.
20. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2. – 1994. – с. 56-73.
21. Головченко И.А. Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста // Психология и 82 педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 26. - С. 227-230
22. Горлова О. А. Профилактика коммуникативно-речевых отклонений у детей раннего возраста. – М., 2012. – 8 с
23. Гущина Е.А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Гущина, И. В. Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Т. 0. – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 36-38.
24. Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Двуреченская, Е. Е. Дмитриева // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 19-29.
25. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград : КГУ, 2009. - С. 56-60.
26. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. –128 с.
27. Дмитриева Е.Е. Коммуникативный подход к изучению речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Дмитриева, О. Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – №8. – С. 118-122.
28. Дмитриева Е.Е., Двуреченская, О.Н. Коммуникативный подход к изучению речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Е. Дмитриева, О. Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 8 – С. 118-122
29. Дмитриева,Е.Е., Двуреченская, О.Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. – М.: Финита; Н. Новгород: Мининский университет, 2017. – 102 с.
30. Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи [Текст] / Л. С. Дмитриевских // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 168-174.
31. Желнова Н.Л. Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий // Вестник педагога. Нефтегорск, 2015. С. 1–30.
32. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 78-81.
33. Иванец И.И. Речевая коммуникация – культурный способ жизнедеятельности ребенка // Ребенок в мире культуры под об. Ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2008, 265с.
34. Иванова И. С. Ставринова Н. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 7-2. – С. 39- 48.
35. Ильяшенко М.В. Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье [Текст] / М. В. Ильяшенко, О. Н. Бакаева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – №2. – С. 35-39.
36. Когут А.А. Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников // МНИЖ. 2020. №7-3.-С. 97-102.
37. Козлова К.М., Алпатова В.В., Сюникова А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого-педагогической литературе / В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 26-32
38. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. 32 с.
39. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009. 403 с.
40. Кондратенко Г.А. Общение как средство проявления культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Кондратенко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – №1 (8). – С. 26-29.
41. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. № 3. С. 29-41
42. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Д ис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2004.
43. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.
44. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 410 с.
45. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2003. - 320 с.
Еще одной современной формой работы для для развития навыков общения и формирования коммуникативных умений выступает игровой тренинг. Это игра с определенными правилами, где ребенок практикует, осваивает формы нормативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В процессе такой игры развивается нормативная регуляция и мотивация достижений [47].
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что коррекционная работа по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста содержит в себе три основных направления. Первым направлением выступает работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе и развитию делового сотрудничества с ним. Второе направление связано с развитием у ребенка визуальных, эмоционально-мимических, пантомимических, жестовых и словесных средств. Третье направление включает в себя работу по формированию детей социальных представлений. Кроме перечисленных направлений важным выступает и позиция воспитателя как образца речевой коммуникации. Именно педагог является носителем культурно – речевого клише и активным побудителем речевых коммуникаций детей в их самостоятельной речевой деятельности.