Анализ эффективности игровых технологий в развитии метапредметных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Мы все знаем что интерес к изучению иностранного языка современным обществом в настоящее время растет. И для каждого человека нынешнего поколения - это необходимые для приобретения знания. Изучение и знание иностранного языка помогает каждому современному человеку сориентироваться в современном культурно-историческом обществе, а также вносит огромный вклад в развитие логики, мышления, памяти и воображения каждого ребенка. Знания также формируют эмоциональную сторону и коммуникативно-познавательные способности, помогают осуществлять межличностное общение в разных сферах человеческой жизни: общественной, политической, профессиональной и личной.
В связи с ростом потребности современного общества в изучении иностранного языка, растет и потребность в квалифицированных кадрах. Требования к современному преподавателю очень высоки. Преподаватель иностранного языка должен знать свой предмет, работать по определенной программе и методике, продумывать, систематизировать и осуществлять процесс обучения. Для осуществления всех требований к современному учителю без игровых моментов в осуществлении процесса изучения иностранного языка не обойтись, с какой бы возрастной группой педагог не работал. Особенно важны игры для детей в школьном возрасте при изучении грамматического и лексического материалов.
Содержание
Введение …………………………………………………………………..4
Глава 1. Психолого-педагогические условия, определяющие успешность овладения иностранным языком младшими школьниками…..9
1.1. Анализ причинно-следственных связей в эффективности формирования метапредметных компетенций обучающихся начальной школы…………………………………………………………………………….9
1.1.1.Требования ФГОС НОО к развитию личности младшего школьника: возможности реализации на уроках иностранного языка……9
1.1.2. Опыт проведения диагностики метапредметных компетенций младших школьников в учебном процессе……………………………………13
1.2. Изучение эффективности игровых технологий как средства формирования метапредметных компетенций в изучении иностранного языка младшими школьниками……………………………….16
1.2.1. Изучение возможностей игровых технологий для развития младших школьников в процессе обучения…………………………………17
1.2.2. Виды игровых технологий, используемых, в младшем школьном возрасте и возможном их применении на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………….19
Глава 2. Эмпирическое изучение эффективности игровых технологий в формировании метапредметных компетенций у младших школьников в процессе обучения………………………………………………………………22
2.1. Описание выборки и этапов исследования………………………23
2.2. Проведение формирующего эксперимента в условиях обучения младших школьников иностранному языку…………………………………24
2.3. Сопоставление результатов групп по проведению формирующего эксперимента……………………………………………………………………68
Выводы……………………………………………………………………70
Глава 3. Рекомендации педагогам по организации обучения учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием игровых технологий…………………………………………………71
Используемые литература и Интернет-ресурсы………………………………… ………………………………………79
Литература и электронные ресурсы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, п.11 [электронный ресурс] (ФГОС НО) [ http//минобрнауки.рф/документы/922]
М.Р.Битянова, Т.В.Меркулова
2. А.Т.Теплицкая, Т.В.Беглова «Методические рекомендации. Мониторинг метапредметных универсальныых учебных действий» - 94 стр.
3. Т.ВМеркулова, А.Т.Теплицкая, Т.В.Беглова «Учимся Учиться и действовать» Рабочая тетрадь 2 вариант Мониторинг метапредметных УУД –Издательство «Учебная литература».
4. «Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1-7 классов при реализации ФГОС / составитель Шамаева С.Г., методист ГМК.
5. Дж.Стайнберг. «110 игр на уроках английского языка» АСТ-Астрель, Москва 2004г.
6. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» , 79 стр.
7. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Rainbow English» Учебник английского языка в 2-х частях. 3 класс
8. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Rainbow English» Рабочая тетрадь 3 класс
9. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Rainbow English» Лексико-грамматический практикум. 3 класс
10. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева «Rainbow English» Диагностические работы. 3 класс
11. методики для проведения мониторинга метапредметных УУД
[ электронный ресурс ] [http://40306s015.edusite.ru/DswMedia/kommunikativnyieuud.pdf]
12. Методики для мониторинга регулятивных УУД
13. Методики для мониторинга познавательных УУД [ электронный ресурс ] [http://bikin3.edu.27.ru/files/documents/137_spisok_metodik_dlya_monitoringa_poznavat.pdf]
14. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких; вчера, сегодня, завтра // ИЯШ, 1987, №6.
15. Негневицкая Е.И. Некоторые проблемы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / Сб. Проблемы обучения иностранным языкам. Т. XIV. - Владимир, 1978.
16. Негневицкая Е.И. Система игр для обучения дошкольников русскому языку как иностранному. Будапешт, 1986, с. 78
17. Павлова О.Д. Игровые приемы работы на внеклассных занятиях английским языком. //ИЯШ, 1985, №4.
18. О.О.Кобзева «Внеклассные мероприятия на английском языке» для 2-11 класса, Изд. «Титул», 2012. – 144с.
19. «English Games» Лексические игры. Страны и путешествия., Питер., 16с.
20. Раввинская С.В. Игра на средство обучения. // ИЯШ, 1980, №1.
21. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. // Иностранные языки в школе. 1988,№2. - с. 25-30.
22. Штульман Э.А. Теоретические основы моделирования экспериментально-методического исследования в методике обучения иностранным языкам. Дис. д-ра пед. наук. М., 1982. - 456 с.
23. Ангелевич А.Е. Игры во внеклассной работе и на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 1959, №4. с. 104.
24. . Андреевня М.Э. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе.-М.: Учпедгиз, 1958. с. 117-118.
25. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка // ИЯШ, 1982, № 1.
26. Богуш В.П. Игры на уроках английского языка в IV классе // ИЯШ, 1982, №5.
27. Рамазанова В.Б. Диссертация «Методика использования игровых технологий в обучение английскому языку учащихся начальных классов рутульской школы» [ электронный ресурс ][ http://www.dissercat.com/ ]
28. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 – №3. с. 20-25
29. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. – №1 – с. 21
30. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / – 1996 – с.26
31. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400
32. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55
33. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95
34. 9. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. – Минск: Народная Асвета. – 1990 – с.120
35. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97
36. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с. 49-51
37. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО "Издательство АСТ", 2005. – с.78
38. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – с.232
39. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 [Текст] // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1998
Две команды, по 5 – 6 человек в каждой, выстраиваются напротив доски. По сигналу учителя первые ученики бегут к доске и пишут на ней какое-либо слово, возвращаются на место и передают мел вторым. Те бегут к доске и пишут вслед за этим другое слово и т. д. Побеждает та команда, которая сумеет так подобрать слова, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза. Эта игра не только развивает быстроту реакции, языковую интуицию, но и является прекрасным средством от гиподинамии.
Восстановите текст.
Напечатайте 3 – 4 разных объявления (во всех текстах должно быть равное количество строк). Разрежьте каждое объявление на несколько частей, разных по величине и форме, и каждый такой набор вложите в отдельный конверт. Для расшифровки написанного создайте несколько групп (по числу конвертов). Их задача состоит в том, чтобы подбирая и прикладывая один к другому кусочки бумаги, собрать и прочесть первоначальный текст («восстановить важный документ»). Побеждает команда, которая справилась раньше других с этой задачей. Задачу можно усложнить, если в одном конверте поместить обрывки бумаг с двумя разными текстами.
«Снежный ком».
Для развития произвольного внимания и памяти младших школьников проводится эта игра. Учитель называет какое-либо слово по изучаемой теме, первый ученик должен повторить его и назвать свое слово по этой же теме, второй ученик повторяет два предыдущих слова и добавляет свое и т. д. Если кто-нибудь не сумеет повторить слова или перепутает их порядок, он выбывает из игры. Список слов все растет как снежный ком, запомнить его все труднее и труднее. Один за другим ученики выбывают из игры. Побеждает тот, у кого лучшая память или самый внимательный ученик.